СЛАВЯНСК, 14 апр — РИА Новости. Самопровозглашенная Донецкая народная республика в минувшие выходные неожиданно распространилась еще на несколько близлежащих городов, жители которых также не принимают нынешнюю киевскую власть, именуемую здесь "хунтой". Корреспондент РИА Новости оценил ситуацию в регионе и посмотрел, как живут люди, что добиваются от киевских властей федерализации и проведения референдума.
Обитель добра в центре Донецка
До утра субботы 12 апреля территория "республики" ограничивалась пусть огромным, но все-таки одним зданием в центре Донецка — областной госадминистрацией. Всю неделю сторонники федерализации ждали штурма со стороны лояльных Киеву сил и строили баррикады, постепенно превратив здание в неприступную крепость.
Обитатели "крепости" снабжаются продуктами, а вода и электричество по-прежнему подключены — городские власти боятся отключать снабжение, опасаясь бунта. Бросается в глаза, что единого командования у сторонников федерализации нет — каждый этаж контролирует отдельная группа граждан, представители определенной партии или города, отправившего в Донецк своих делегатов.
Республика переходит в наступление
В субботу, 12 апреля, влияние республики уже совсем не виртуально распространилось на Славянск, Красный Лиман, Краматорск, Артемовск — точный список этих городов все время меняется, потому что административные здания переходят из рук в руки, и нет единого центра, куда бы оперативно стекалась вся информация.
Кроме того, если в некоторых из этих городов несогласные с нынешней властью в Киеве контролируют только отдельные здания, как, например, в Краматорске активистами занята местная администрация, где сейчас возводятся баррикады, чтобы обороняться то ли от "Правого сектора", то ли от армии, то Славянск контролируется "федералистами" полностью.
Тем более, ранее мэр Славянска Нелли Штепа поддержала граждан, занявших райотдел милиции, а потом вовсе покинула город. Один из ополченцев, ветеран Афганистана Валентин Пономарев, провозгласил себя исполняющим обязанности городского головы.
Недовольство зрело давно
Не стоит думать, что все это произошло совершенно спонтанно и неожиданно. С конца января — начала февраля в Донбассе начались "антимайданы", на которых местные жители выражали свой протест и обеспокоенность событиями в Киеве. Сначала были протесты против беспорядков и бандеровской символики, которая мелькала на экранах. Затем против методов, которыми нынешние киевские правители пришли к власти. И, наконец, против антироссийских или русофобских заявлений отдельных киевских чиновников, против отмены "языкового" закона и других решений новой власти, которую тут предпочитают называть "хунтой".
Важное обстоятельство заключается еще и в том, что в свое время свергнутый "майдановцами" президент Виктор Янукович был губернатором Донецкой области. "Он был неплохой губернатор, близкий к людям, заботился о нас, — вспоминает местная жительница Нина Андреевна. — Потом, когда стал президентом, наступило разочарование. По всей Украине расцвела коррупция, рейдерство, экономика перестала развиваться. Но все-таки мы считали его своим, хотя рейтинг его даже на Донбассе сейчас почти нулевой".
Именно несправедливость Майдана, который при этом оперирует лозунгами демократии, возмутила жителей Донбасса больше всего. За месяцы их протестных акций в каждом городе активисты познакомились друг с другом, сформировали костяк сопротивления. Именно этот костяк сейчас занимает административные здания в своих городах.
Священная война "партизан"
То, что это местные жители, "партизаны", а не профессиональные "диверсанты", заброшенные откуда-то из соседней страны, заметно по их внешнему виду. Одетые кто во что горазд — кто в камуфляж, кто в спортивный костюм — на профессионалов они никак не похожи. Местные жители, пришедшие пообщаться к баррикадам у райотдела милиции в Славянске, этих людей явно знают и общаются с ними, как со старыми знакомыми. Они приносят им чай и бутерброды с колбасой. Сидящие на баррикадах сторонники федерализации забирают чайник, кипятят воду и возвращают его женщинам. Те разливают чай и передают его в стаканчиках обратно.
Чтобы согреться, митингующие жгут дрова в бочках. От дождя они укрываются под огромным полиэтиленовым навесом. Поют патриотические песни, например, "Священная война" и "Катюша", скандируют лозунги "Россия, Россия!" и "Слава Донбассу!".
По городу продолжают перемещаться пешком и на машинах патрули протестующих. Все три въезда в город также перекрыты ополченцами. Здесь возведены высокие баррикады, дежурят ополченцы, граждане с иконами в руках молятся за мир в своем городе.
Из-за баррикад выезд за пределы города личного и общественного автотранспорта перекрыт, выехать можно только на поезде или выйти пешком. В самом городе многие магазины закрыты, отменены занятия в школах и детсадах.
Стрельба в городе
Однако к вечеру воскресенья стало понятно, что сторонники федерализации вовсе не полностью контролируют ситуацию в городе. На улице Шевченко неизвестные обстреляли две машины, в которой перемещались патрули ополченцев.
По свидетельству очевидцев, стрельба велась профессионально — сначала они обстреляли машину в движении, потом, когда она остановилась и ополченцы — молодые люди 20-25 лет — бросились врассыпную, их преследователи тоже остановились и начали стрелять по убегающим. Один из них получил три пули и скончался на месте. Еще двое были тяжело ранены, их доставили в больницу неподалеку.
Вскоре выяснилось, что оператор с таким именем в середине марта действительно пытался проехать на территорию Украины, однако был остановлен спецслужбами. "На границе нас допрашивали семь часов, отсканировали наши документы, после чего выслали обратно на территорию России", — рассказал РИА Новости настоящий Мещеряков.
Для чего и каким образом ксерокопии с его именем оказались на месте убийства в Славянске, остается только догадываться. А, между тем, еще один тележурналист рассказал РИА Новости, что в ночь на 14 апреля его будили настойчивые звонки от неизвестных, почему-то представлявшихся сотрудниками этого же телеканала. Неизвестные желали немедленно, в четыре часа ночи, встретиться с журналистом, якобы для того, чтобы сообщить ему некие эксклюзивные сведения.
Сами же горожане все ждут, во что конкретно воплотится "спецоперация", объявленная накануне киевскими властями, и что будет теперь, когда истек объявленный Киевом ультиматум.