МОСКВА, 11 апр — РИА Новости. Свое расследование на эту тему опубликовала The Washington Post. Издание напоминает об инциденте, произошедшем в марте 2006-го года в иракском городе Рамади. Американский спецназ брал штурмом несколько жилых домов. Два армейских рейнджера были убиты в перестрелке, вспыхнувшей на первом этаже одного из зданий. Третий член команды был тяжело ранен – его изрешетили металлические шарики, которыми был начинен "пояс смертника" взорвавшего себя подростка.
По требованию родственников одного из погибших, военные дознаватели восстановили всю последовательность событий в мельчайших деталях. И возник вопрос: кто был этот третий американец, пострадавший от взрыва?
После некоторых колебаний, представители военного командования США ответили коротко: "ФБР".
Раненой оказалась Джей Табб, опытный сотрудник специальной команды по спасению заложников (HRT). Она была внедрена в группу рейнджеров, заброшенных в Рамади на вертолетах.
Опасные командировки
Федеральное бюро расследований было трансформировано из агентства по борьбе с преступностью в контртеррористическую организацию после терактов 11 сентября 2001 года. Сама эта метаморфоза достаточно хорошо и "прозрачно" задокументирована. Однако роль ФБР в тайных операциях США против Аль-Каиды и ее дочерних организаций в Ираке, Афганистане и в других странах гораздо менее широко известна.
С приближением окончания афганской кампании руководители ФБР стали несколько охотнее обсуждать малоизвестный союз Командования специальных операций США и Федерального бюро расследований, который позволил привлечь агентов ФБР к участию в сотнях совместных рейдов в Ираке и Афганистане.
Альянс оказался выгоден обеим сторонам. Армейский спецназ использует опыт и базы данных ФБР для обнаружения зон дислокации террористов-повстанцев, чья деятельность может быть направлена против Соединенных Штатов. Агенты ФБР, в свою очередь, получают доказательства террористической деятельности тех или иных лиц и организаций, а также – каналы, по которым любой подозреваемый может быть доставлен в США для судебного разбирательства.
В самом ФБР нашлись недовольные, которые были встревожены тем, что их коллеги оказались в зонах боевых действий и непосредственно под огнем – по их мнению, руководство нарушает закон, отправляя на войну сотрудников внутренних правоохранительных органов.
"Спасатели" или коммандос?
Соединенным Штатам потребовалось более десяти лет для организации подобной структуры. Специальная команда по спасению заложников в США появилась в 1983-м году перед Олимпиадой в Лос-Анджелесе. В Северной Каролине, где расквартирован штаб Командования специальных операций, ее бойцы проходили обучение под руководством инструкторов спецподразделения Delta Force. Миссия команды была в основном внутренней, хотя и тогда уже включала участие в отдельных операциях по захвату лиц, скрывающихся за рубежом. Так, в 1987-м году вместе с агентами ЦРУ ее бойцы заманили мужчину, подозреваемого в угоне самолета, на яхту у берегов Ливана, где арестовали его. В 1989-м году большая группа агентов HRT вылетела в Санта-Круз на Виргинские острова, чтобы помочь восстановить там порядок после разрушительного урагана Хьюго. В тоМ же году по просьбе военных силы спецкоманды были развернуты в Панаме перед вторжением туда войск США.
В то же время, как заявил в то время конгрессменам директор ФБР Луи Фри, "члены HRT – это не коммандос".
После терактов 11 сентября 2001 года внешняя антитеррористическая деятельность ФБР приняла более агрессивный характер, отмечает The Washington Post. В Ираке и Афганистане агенты HRT занимались сначала защитой своих коллег – других сотрудников ФБР. В последующем их стали использовать для того, чтобы помогать военным собирать доказательства деятельности террористов и проводить допросы в ходе контртеррористических рейдов.
В ходе афганской кампании приоритеты HRT несколько сместились. Как пояснил изданию бывший заместитель директора ФБР Шон Джойс, агентам пришлось вести борьбу с талибами и другими местными повстанческими группировками, целью которых не всегда были США. Кроме того, число бойцов Аль-Каиды в Афганистане значительно сократилось, и многие сотрудники HRT продолжили действовать в Пакистане, где военные работать не могли.
Деятельность подразделений Командования специальных операций распространилась и в другие страны – в частности, в Африку, где они ведут борьбу с сомалийскими пиратами и боевиками из исламисткой группировки Аш-Шабаб.