Рейтинг@Mail.ru
Россия в Совете Европы - РИА Новости, 07.04.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия в Совете Европы

Читать ria.ru в
Дзен
Весенняя сессия ПАСЕ будет открыта с 7-11 в Страсбурге. Одной из центральных станет дискуссия по инициативе лишить делегацию РФ полномочий в связи с ситуацией вокруг Крыма.

Программы сотрудничества Совета Европы тогда еще с Советским Союзом начали формироваться с осени 1989 года через специально созданные секретариатом СЕ и министерством иностранных дел СССР контактные группы.

7 мая 1992 года Российская Федерация подала заявку на вступление в Совет Европы. 14 января 1992 года парламенту РФ был предоставлен статус специально приглашенного в Парламентской Ассамблее СЕ.

2 февраля 1995 года в связи с конфликтом в Чечне процедура рассмотрения заявки России была прервана. 27 сентября 1995 года резолюцией 1065 процедура была возобновлена с учетом того, что Россия приступила к поискам политического урегулирования конфликта.

25 января 1996 года было принято решение о приеме России в члены Совета Европы.

28 февраля 1996 года Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы, подключившись к осуществлению целей Организации: обеспечение большего единства европейцев путем продвижения принципов защиты прав человека, плюралистической демократии и верховенства закона.

Пять "измерений" Совета Европы — межправительственное (КМСЕ — Комитет министров Совета Европы), парламентское (ПАСЕ — Парламентская ассамблея Совета Европы), сотрудничество местных властей (КМРВСЕ — Конгресс местных и региональных властей Совета Европы), судебное (Европейский Суд по правам человека), взаимодействие неправительственных организаций (КМНПО — Конференция международных НПО), позволяют привлечь к предметному взаимодействию в рамках Совета Европы самый широкий круг российских участников.

Россия присоединилась к 58 важнейшим договорно-правовым актам СЕ, в т.ч. Конвенции о защите прав человека и основных свобод, конвенциям, касающимся защиты национальных меньшинств, предотвращения пыток, местного самоуправления, сотрудничества в области культуры, образования, спорта, кинопроизводства и т.д. Участие в них, а также в разработке новых конвенций позволяет нашей стране полноправно сотрудничать в создании общего европейского правового пространства.

Для координации сотрудничества России с СЕ указом президента РФ создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы. Под эгидой Межведомственной комиссии прорабатываются вопросы о присоединении России к другим многосторонним договорам СЕ, ведётся повседневная работа по координации участия различных российских министерств и ведомств в деятельности СЕ.

Россия участвует в семи из четырнадцати автономных организаций системы СЕ (организаций-спутников): Частичном открытом соглашении по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф; Группе Помпиду по борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков; Европейской аудиовизуальной обсерватории; Европейской комиссии за демократию через право ("Венецианская комиссия"); Группе государств против коррупции ("ГРЕКО"); Расширенном частичном соглашении по спорту (РЧСС); Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах (РЧСКМ). Россия представлена своими экспертами в межправительственных комитетах и рабочих органах СЕ. С июля 1996 года в Страсбурге (Франция) функционирует Постоянное представительство Российской Федерации при Совете Европы.

Постпред России при СЕ — Александр Алексеев.

Делегация Федерального Собрания РФ в составе 18 депутатов (плюс 18 заместителей) на регулярной основе участвует в деятельности Парламентской ассамблеи Совета Европы.

С февраля 2012 года российскую делегацию возглавляет председатель комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков.

Российская делегация активно работает в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Глава делегации — Светлана Орлова — губернатор Владимирской области.

Судья от России в Европейском cуде по правам человека — Дмитрий Дедов; уполномоченный Российской Федерации при ЕСПЧ — Георгий Матюшкин.

С 1996 года поэтапно осуществляются программы сотрудничества Россия — Совет Европы — Комиссия Европейских сообществ. Развивается сотрудничество по линии неправительственных организаций.

С мая по ноябрь 2006 года Россия впервые в истории организации председательствовала в Комитете министров СЕ. Девиз российского председательства — "К единой Европе без разделительных линий". В соответствии с программой председательства был проведен ряд крупных общеевропейских мероприятий по широкому кругу тем (вопросы защиты прав человека и нацменьшинств, развитие демократии и избирательных стандартов, социальная защита, борьба с фальшивыми лекарствами, сотрудничество в сфере образования, молодежи, спорта и т.д.). В этом контексте особо широкий резонанс получила проведенная в июле 2006 года в рамках российского председательства седьмая конференция генеральных прокуроров стран Европы, в работе которой принял участие президент России Владимир Путин.

Регулярный бюджет Совета Европы в 2014 году составляет около 402,7 миллиона евро. Взнос Российской Федерации составляет около 32,3 миллиона евро.

Россия при вступлении в Совет Европы взяла на себя ряд обязательств, главным образом касающихся ратификации европейских конвенций, приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами и политических взаимоотношений с соседними странами. РФ является одной из 10 стран-членов Совета Европы, подверженных ПАСЕ процедуре мониторинга исполнения взятых обязательств.

Мониторинг осуществляется на уровне специализированного мониторингового комитета ПАСЕ. Процедура мониторинга предполагает регулярные посещения подверженной мониторингу страны для изучения прогресса, диалога с властями, политическими силами, судебной властью и гражданским обществом с целью выработки периодических оценок, выносимых на рассмотрение Ассамблеи.

Комиссия по мониторингу обязана представлять Ассамблее по крайней мере один раз в два года доклад о подверженной мониторингу стране.

Первый доклад по России был сделан в 1999 году. В нем говорилось, что в РФ получили широкое распространение проявления дискриминации в отношении определенных этнических групп, а также антисемитизма и религиозной нетерпимости.

С момента присоединения к СЕ Россия неоднократно подвергалась критике со стороны стран-участниц.

Одним из самых сложных периодов за время отношений России с Советом Европы стал период антитеррористической операции в Чеченской Республике. В 1999 году ПАСЕ приняла резолюцию о конфликте в Чечне, в которой содержалась критическая оценка ситуации с правами человека в регионе.

В январе и апреле 2000 года ПАСЕ были приняты две рекомендации по событиям в Чечне, в которых говорилось, что если Россия не выполнит требования ПАСЕ, направленные на прекращение конфликта и соблюдение прав человека в Чеченской Республике, то продолжение ее членства в Совете Европы должно быть неизбежно пересмотрено.

В апреле 2000 года на сессии ПАСЕ была принята рекомендация №1456 "Конфликт в Чеченской республике" от 6 апреля 2000 года. Тогда парламентарии лишили российскую делегацию права голоса и рекомендовали комитету министров Совета Европы рассмотреть вопрос о приостановке членства РФ. Россияне в знак протеста покинули сессию и не прибыли на следующую. 25 января 2001 года ПАСЕ восстановила делегацию России в правах.

В январе 2005 года ПАСЕ приняла резолюцию по делу ЮКОСа, в котором подвергла критике судебное производство в РФ, обнаружив недостатки в разбирательстве по делам нескольких бывших руководителей компании ЮКОС.

В 2008 году Совет Европы пристально следил за развитием ситуации в районе грузино-югоосетинского конфликта. В октябре 2008 года на осенней сессии ПАСЕ впервые в течение трех дней обсуждалась эта проблема. По итогам дискуссии была принята резолюция, в которой ПАСЕ попросила Россию отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Ассамблея не поддержала предложение радикально настроенных парламентариев лишить делегацию РФ права голоса за участие в августовских событиях.

На сессии в январе 2009 года при обсуждении резолюции по российско-грузинским отношениям был вновь поднят вопрос о возможном лишении российской делегации права голоса на следующей сессии ПАСЕ в случае невыполнения предложенных условий. В резолюции ПАСЕ осудила признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, но применять какие-либо санкции в отношении Москвы не стала.

В ходе сессии ПАСЕ, состоявшейся осенью 2009 года, Грузия вновь предложила лишить делегацию России права голоса в Ассамблее. Однако комиссия по мониторингу рекомендовала ПАСЕ подтвердить полномочия РФ, а во время голосования по итоговому документу были отклонены все радикальные поправки грузинской делегации.

Один из острых вопросов во взаимоотношениях России и ПАСЕ — вопрос снятия с Москвы мониторинга обязательств, взятых при вступлении в Совет. Москва считает, что большинство обязательств она выполнила. Страсбург же, из-за отсутствия четкого списка, с каждым годом прибавляет новые требования, продолжая наблюдение за РФ. Судьба мониторинга обязательств РФ перед Советом Европы и большой обзорный доклад по России были центральными темами на сессии ПАСЕ в октябре 2012 года. Накануне сессии стало известно, что ряд делегаций в ПАСЕ предлагают повысить уровень мониторинга, чего не было еще в истории организации. За несколько дней до начала работы сессии планировавший ранее выступить перед парламентариями 1 октября спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин отказался приехать в Страсбург. После обсуждения доклада парламентарии ПАСЕ проголосовали большинством голосов за резолюцию, в которой решили оставить Москву под мониторингом ее обязательств.

В ноябре 2012 года стало известно, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) решила разобраться в обстоятельствах гибели в СИЗО "Матросская тишина" управляющего партнера аудиторской компании Firestone Duncan Сергея Магнитского. Докладчиком ПАСЕ избран швейцарский парламентарий Андреас Гросс. 28 января 2014 года ПАСЕ приняла доклад по делу Магнитского. В принятом докладе ассамблея решила дать время России отреагировать на документ до присоединения Страсбурга к санкциям США. В принятой поправке к резолюции отмечается, что "если в течении разумного периода компетентные власти не смогут дать какого-либо адекватного ответа на эту резолюцию, то Ассамблея должна рекомендовать государствам Совета Европы последовать в качестве крайней меры примеру США и принять адресные санкции в отношении отдельных лиц (запрет на выдачу виз и замораживание счетов), первоначально дав возможность этим лицам сделать соответствующие пояснения в свою защиту".

Отношения России с Советом Европы обострились в 2014 году в связи с событиями на Украине, где 22 февраля произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота. В связи с этими событиями было предложено пересмотреть полномочия российской делегации в ПАСЕ на предстоящей в начале апреля 2014 года сессии. В уставной орган ПАСЕ — Бюро — внесены два предложения по российской делегации.

Первое выдвинуто представителем Великобритании Робертом Уолтером и предлагает "пересмотреть ратифицированные ранее полномочия российской делегации по существенным основаниям". Инициатива Уолтера подразумевает полное лишение полномочий делегации РФ до конца этого года.

Второе предложение по будущему российской делегации выдвинуто представителем Дании Майклом Ааструпом Йенсеном. Он также выступает за лишение представителей РФ права голоса, но российская делегация может присутствовать на заседаниях, работать в комиссиях, выступать по каким-либо вопросам в Ассамблее.

Глава российской делегации в ПАСЕ Алексей Пушков заявил, что парламентарии РФ покинут заседание ПАСЕ, если встанет вопрос о голосовании за лишение РФ полномочий в организации.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала