Рейтинг@Mail.ru
Эксперт: США добивались отставки президента Армении в 1998 году - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперт: США добивались отставки президента Армении в 1998 году

© PanARMENIAN Photo | Перейти в медиабанкЛевон Тер-Петросян (слева), архивное фото
Левон Тер-Петросян (слева), архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
В феврале 1998 года Тер-Петросян подал в отставку, назвав в качестве главной причины расхождения с членами правительства по перспективам нагорно-карабахского урегулирования. По словам бывшего советника экс-президента, отставки Тер-Петросяна добивались представители США, недовольные его независимой политикой.

ВАШИНГТОН, 2 апр — РИА Новости. Бывший советник первого президента Армении Левона Тер-Петросяна Жирайр Липаритян считает, что представители США, включая нынешнего помощника госсекретаря Викторию Нуланд, добивались отставки Тер-Петросяна, которая произошла в 1998 году.

В феврале 1998 года Тер-Петросян объявил о досрочном прекращении своих полномочий и подал в отставку, назвав в качестве главной причины расхождения с членами правительства по вопросу о перспективах нагорно-карабахского урегулирования. Липаритян, американский профессор-историк в отставке, был советником Тер-Петросяна в 1991-1997 годах и переговорщиком со стороны Армении по проблеме Нагорного Карабаха.

"Тер-Петросян проводил независимую политику в интересах Армении и ожидал, что другие страны будут обращаться с Арменией и ее президентом как с равными, что они будут уважать то, что правительство Армении имеет возможность принимать решения по различным вопросам, будь то внешняя политика или что-либо еще. И правительство США — по крайней мере тогда, насчет настоящего момента не знаю — не было настроено положительно в отношении этого", — сказал Липаритян РИА Новости по телефону из Кембриджа, штат Массачусетс.

По словам бывшего советника экс-президента, взгляды Тер-Петросяна на проблемы Армении, включая урегулирование вокруг Нагорного Карабаха и в отношениях с Турцией, "вполне соответствовали" позициям США. "Но американцев, как мне кажется, намного больше занимало то, насколько Тер-Петросян был управляем. Однако Тер-Петросян не так понимал свою позицию и свою должность. Были инциденты в то время — я не хочу вдаваться в подробности, — когда американские дипломаты были весьма возбуждены тем, что Тер-Петросян или же я сам не хотели принимать на веру американские советы. Они бывали весьма возбуждены", — сказал Липаритян.

"Я не хочу вдаваться в детали сейчас, но могу сказать, что это часто касалось Карабаха, Ирана, Азербайджана. Они (представители США) разрабатывали подход к ситуации, а мы говорили, что это не в наших интересах", — уточнил Липаритян. По его словам, возражения воспринимались американской стороной "не очень-то хорошо". Среди американских дипломатов, которые давали советы правительству Армении, он назвал тогдашнего посла США в Ереване Питера Томсона и Викторию Нуланд, которая в те годы была замдиректора управления госдепартамента по делам бывшего СССР. На вопрос, выражала ли Нуланд в беседах с представителями Армении несогласие с позицией правительства страны по ряду вопросов, Липаритян ответил: "Да, я могу это подтвердить".

Бывший советник Тер-Петросяна уточнил, что ушел в отставку осенью 1997 года, за несколько месяцев до отставки самого президента. Однако, по его словам, он часто обсуждал этот вопрос с Тер-Петросяном уже после отставки последнего. "Мое впечатление было таково, что американская сторона ужесточила свою позицию, и они решили, что Кочарян был тем человеком, который мог бы решить проблему", — сказал Липаритян. Роберт Кочарян был избран президентом Армении в марте 1998 года и оставался на этом посту до апреля 2008 года.

Отвечая на вопрос, какие именно действия США предпринимали против Тер-Петросяна, Липаритян привел пример, когда американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха выступил против частичного обнародования предложений ОБСЕ от сентября 1997 года, касавшихся разрешения кризиса. По его словам, Тер-Петросян должен был отстаивать свою позицию, согласно которой предложения должны были лечь в основу переговоров. "Он (Тер-Петросян) попросил разрешения у российского сопредседателя, чтобы обсудить основные моменты предложения публично, защитить свою позицию в поддержку соглашения от сентября 1997 как основы для переговоров. Послы России и Франции не возражали и сказали, что обеспечат поддержку своих столиц. Американский посол был против этого. Тер-Петросян не смог представить документ, и это было важным фактором в том, что он не смог бороться с теми, кто был против документа", — рассказал Липаритян. Разногласия впоследствии привели к отставке первого президента Армении.

Касаясь нынешних отношений США и Армении, эксперт отметил, что "формально они делают вид, что все в порядке, но есть вопросы". По его словам, он бы охарактеризовал американо-армянские отношения "как поверхностные". При этом открытых конфликтов не возникает, уточнил Липаритян. Вместе с тем, по его словам, американская сторона поддерживала выборы, которые, по мнению историка, были "не очень-то честными". "Что касается усилий, направленных на то, чтобы показать, что американцы вовлечены и участвуют в жизни региона, с практической точки зрения есть ограничения для этого участия. И я думаю, что есть конфликт между тем, что говорят и что есть на самом деле", — заключил эксперт.

Конфликт между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха продолжается с 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. После военных действий 1992-1994 годов Азербайджан потерял контроль над Карабахом и семью прилегающими районами. Нагорный Карабах провозгласил независимость, но не является на сегодняшний день стороной переговоров между Арменией и Азербайджаном.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала