ТОМСК, 1 апр — РИА Новости. Ремонт дорог в Томске в 2014 году начнется позже, чем обычно — в конце апреля: в мэрии говорят, что это позволит соблюсти технологии ямочного ремонта и выполнить его более качественно. Пока же самые крупные ямы решено засыпать асфальтовой крошкой. Корреспондент РИА Новости выяснил, что думают об этом автолюбители и специалисты.
В предыдущие годы уже в марте — начале апреля томичи с удивлением наблюдали, как дорожники, несмотря на то, что еще не сошел снег, заделывали ямы на дорогах. Власти заверяли — это специальная технология, позволяющая латать выбоины даже при минусовых температурах.
По словам декана дорожно-строительного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Владимира Ефименко, некоторые технологии, действительно, позволяют ремонтировать дороги в морозы.
"Меня смущает только одно — стоимость работ по этим технологиям. Ранее укладывали литую смесь, работы начинали в марте. Смесь производят при температуре 240 градусов. Это же какие энергопотери при приготовлении такой смеси? Есть технологии, их можно применять, но во сколько это обойдется?", — вопрошает специалист.
Профессор считает, что с ремонтом дорог торопиться на надо — лучше подождать, когда установится благоприятная погода, и уже тогда ремонтировать дороги классическим методом — когда ямы сначала фрезеруются, а затем заполняются асфальтобетоном.
![Ямочный ремонт дорог Ямочный ремонт дорог](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93049/51/930495114_0:0:800:600_768x0_80_0_0_eb03c23271e7eaf920f2d1da21e3aa0a.jpg)
"Нормы предполагают производство работ по ремонту дорог в температурном диапазоне от плюс 5 градусов весной и от плюс 10 градусов осенью. Это связано с влагонакоплением, с испарением с поверхности — а испарение воды из суши весной преобладает над количеством осадков. При соблюдении норм материал будет лучше герметизировать, устранять мелкие деформации, будет работать по назначению", — отметил Ефименко.
По словам специалиста, то, что в Томске устанавливается теплая погода, вовсе не означает, что дорожникам тут же следует приступить к ремонту.
"В нормах есть такой пункт: обязательно земляное полотно должно быть оттаявшим. Подстилающие слои должны освободиться ото льда, от избыточной воды, и только потом можно производить работы, поэтому пока еще рано", — заметил он.
С ремонтом подождут
"Начнется работа с исполнения гарантийных обязательств подрядчиков, которые провели работы в прошлом году. Применяться будет как классическая технология, так и инъекционный метод, и литые смеси", — пояснил он.
Пока же, по поручению мэра Ивана Кляйна, в Томске будут устранять наиболее явные дефекты временным методом — засыпать ямы асфальтной крошкой. Как рассказал РИА Новости замдиректора "Спецавтохозяйства" Алексей Люсин, на предприятии сформированы две бригады, которые ежедневно работают над засыпкой ям.
![Ремонтные работы на проспекте Ленина в Томске Ремонтные работы на проспекте Ленина в Томске](https://cdnn21.img.ria.ru/images/94946/95/949469506_0:0:2592:1944_768x0_80_0_0_557b82594629c97e96ac9e420fb00a3c.jpg)
"Работаем по поручению администрации города, по предписаниям ГИБДД. Засыпаем ямы асфальтовым сколом, который остался после прошлогоднего ремонта", — отметил он.
По его словам, такой метод позволяет обеспечить относительно безопасный проезд по некоторым участкам дорог, где образовались слишком большие дефекты. "Это временная мера, пока в конце апреля не начнут работу все асфальтовые заводы, не установится благоприятная теплая погода", — заметил специалист.
Он подчеркнул: чтобы инертные материалы не разлетались из-под колес, важно, чтобы автомобилисты соблюдали скоростной режим — как минимум, выбирали скорость с учетом дорожных условий и обстановки.
Афонькин, в свою очередь, пояснил, что "у асфальтового скола степень разлета меньше, чем у того же гравия", или, например, "чипсила", который активно применялся на центральных улицах Томска в прошлые годы.
И в жару, и в стужу
Вместе с тем, как поясняют в мэрии, власти планируют круглогодично и комплексно подходить к ремонту дорог, чтобы содержать дорожное полотно в достойном состоянии. Градоначальник поручил специалистам департамента городского хозяйства совместно с представителями ТГАСУ проработать возможность проведения ремонта дорог в зимних условиях.
Такие технологии уже есть в университете. Например, как сообщает пресс-служба инновационных организаций Томска, малое инновационное предприятие ТГАСУ разработало пакетируемые ремонтные смеси, которые можно использовать для ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий в любое время года, в том числе в условиях суровой сибирской зимы.
"В смесях применяется вяжущее вещество, основанное на модифицировании битума специальными гелеобразующими добавками и пластификаторами, которое изменяет молекулярную структуру битума. Смеси могут храниться в упаковке до 12 месяцев, именно поэтому их можно использовать в любое время года", — пояснил глава компании Александр Базилевич.
Главное — не в дождь
"Совершенно справедливо принято решение — не вкладывать денег в ремонт сейчас", — считает профессор Ефименко.
Опытный автомобилист, выпускник автодорожного факультета ТИСИ (ныне — ТГАСУ) Андрей Федоренко выступает за то, чтобы ремонт проводился в теплое время года. Вместе с тем он считает, что властям следовало бы отказаться и от временного решения по засыпке ям.
"На дорогах с малой интенсивностью — да, может быть, это и помогло бы, но в городе, особенно в Томске, где плотность движения сверхинтенсивная, такой "ремонт" не даст никакого эффекта, так как продержится он максимум два часа. Автомобилисты как разбивали, так и будут разбивать подвеску дальше, портить шины, а вдобавок понесут потери в виде ремонта стекол", — говорит он.
Решение властей отложить ремонт приветствует и автомобилист со стажем Олег. "Это правильное решение. Ездить, конечно, сложно. Но лучше пусть они все это отремонтируют качественно, когда будет хорошая погода, чем как они в прошлом году прямо в лужи клали асфальт — и все коту под хвост", — говорит он.
"Я езжу по разным городам Сибири, и могу сказать, что в Томске дороги не хуже. Пусть ремонтируют дороги хоть летом, лишь бы следующей весной не было таких ям", — подытожил молодой автомобилист Андрей.