Накануне масштабной реставрации, которая вскоре начнется в комплексе Провиантских складов, куда не так давно переехал Музей Москвы, его директор Алина Сапрыкина рассказала в интервью РИА Новости о том, как организовать обновляющийся музей на стройке, открыть в городе новую площадь с лекциями и кинопоказами и устроить кафе на колесах. Беседовала Светлана Янкина.
— Что нового уже появилось в Музее Москвы?
— Музею Москвы 117 лет, и это прежде всего музей истории города, собравший в своих фондах более миллиона единиц уникальных материалов, связанных с Москвой разного времени, ее материальной и нематериальной культурой. Сейчас, ориентируясь на новые мировые музейные технологии, музей по-новому моделирует себя — теперь уже не как краеведческий или исторический, а как современный музей комплексного типа. Наша выставочная программа поддерживает две основные линии: история города и современный город, и наша задача — представить их взаимосвязь и преемственность, сделав эти темы актуальными, а музей — имиджевым и успешным.
— Что изменилось в подходе к работе с посетителями?
— Мы открыли специальную службу, пока в формате reception, где на нескольких языках можно получить информацию, причем не только о событиях в Музее Москвы — у нас можно узнать, что вообще интересного происходит в городе. Эта идея возникла потому, что мы чувствуем свою особенность именно как главный городской музей, то есть как своеобразный гостеприимный вход в город, "культурный портал" в Москву. Говоря о концепции музея и немного забегая вперед, создание городской службы информации является одной из наших задач. Мы открыли небольшой сувенирный магазин, где мы постепенно собираем самую привлекательную сувенирную продукцию о Москве, а также что-то специально заказываем у художников. Сейчас мы разрабатываем контент издательской программы, которую возобновил музей, к концу года уже появятся первые книги. С осени прошлого года открыт лекторий — пока лекции, показы и круглые столы носят событийный характер, посещение их бесплатное, программа получается местами выдающаяся. Также мы перезапустили собственное экскурсионное бюро, представляющее целую линейку: можно найти экскурсии пешеходные и автобусные, индивидуальные и групповые, для детей и для взрослых, для иностранцев, для москвичей и для россиян — и попроще, и изысканнее. Наша идея заключается в том, чтобы разнообразными способами вовлечь людей в особые взаимоотношения с городом.
— Вы открыли двор и сделали его городским пространством. Что там будет происходить в этом сезоне?
— Существовала большая проблема — еще не так давно здесь находились гаражи Генштаба, территория многие годы была режимной. Прежде всего, было важно снять комплекс закрытости — музей распахнул ворота со стороны Зубовского бульвара, превратив двор в общественное пространство, зажившее интересными событиями. А после сноса автомобильной мойки во дворе вдруг появилось ощущение маленькой городской площади, очень красивой и светлой. Каждый летний сезон музейный двор будет посвящен какой-то теме. В это лето она будет связана с уличной скульптурой и инсталляциями. Как известно, мы становимся основной площадкой московской 4-ой Биеннале молодого искусства. Кроме того, у нас запланированы фестивали, концерты и кинопоказы под открытым небом.
Пока в музее сложно открыть серьезный ресторан или кафе, мы будем приглашать выездные кафе. Вообще главное, что сейчас происходит, — мы готовимся
к началу большой реставрации. Хотим восстановить исторический облик нашего удивительного памятника архитектуры, представить всю его грандиозность, а в нем — обновленный Музей Москвы.
— Последние месяцы вы занимались серьезным обследованием состояния зданий, что оно показало?
— Здания сохранились только внешне, а внутри они сильно пострадали, из-за перестройки под гаражи полностью разрушена логика архитектурного замысла.
Кроме того, в удручающем состоянии все инженерные коммуникации. Результаты обследований, которые шли почти полгода, легли в основу проекта реставрации. По проекту в каждом корпусе необходимо вынести по одному промежуточному этажу, убрать пандусы для подъема автомобилей, технические помещения и лифты. В итоге мы вернем прежние двухуровневые пространственные объемы — у выставочных залов будет нормальный шестиметровый потолок.
Должна быть очищена историческая кладка стен корпусов, восстановлена лепнина и другие элементы декора ансамбля. Особенно сложные работы предстоят с кровлей, поскольку у нас есть сохранившиеся элементы очень старых деревянных перекрытий, которые хотелось бы восстановить. Параллельно с проектом реставрации надо разрабатывать проект приспособления, чтобы после проведения этих работ мы не оказались в складских зданиях начала XIX века. А поскольку мы находимся в памятнике архитектуры и нашей миссией является сохранение исторического наследия, мы на своем опыте хотели бы продемонстрировать бережное восстановление Провиантских, чтобы само историческое здание стало как бы одним из главных экспонатов музея. По проекту реставрации конкурс был проведен, по приспособлению мы ожидаем одобрения, что в ближайшее время городом будут выделены средства на проект.
— Создавая, по сути, музей заново, как вы планируете решить вопрос с массой ограничений по работам с памятником?
— Отношение к предстоящим работам — восстановить все, что можно сохранить и восстановить. А чтобы это было дополнено современными технологиями, можно использовать метод модульного встраивания: такие системы не взаимодействуют с историческими стенами и собираются по принципу конструктора. По какой-то части пространств можно пойти по этому пути. Если говорить о развитии музея, то реставрации и приспособление — важнейший момент, без которого мы вряд ли сможем значительно двинуться вперед. Сейчас мы работаем над концепцией будущего музея, причем фрагментарная отработка идет на текущих направлениях деятельности: новый подход к историческим выставкам, совсем новые проекты по современной Москве, урбанистика и современное искусство, образовательная и издательская деятельность, детский творческий центр, развитие инфраструктуры и сервисов. Скоро запустим новый сайт и фирменный стиль. В нашем случае, когда мы имеем масштабный комплекс из трех отдельно стоящих корпусов, музей можно не закрывать и не выводить, а проводить работы поочередно, корпус за корпусом. В мире можно найти не один пример подобного прогрессивного подхода. Переезд или временное закрытие для любого большого музея — приостановка выставок и катастрофа для фондов, а если говорить о Музее Москвы, так мы до сих пор переживаем последствия предыдущего переезда.
— Когда вы планируете приступить к работам?
— Нам были выделены средства на проект реставрации плюс саму реставрацию небольшой части пространств, а именно первого этажа одного из корпусов, историческую ограду и маленький домик кордегардии, что стоит в центре двора, он находится совсем в аварийном состоянии. Мы хотели бы открыть там детский центр, тем более что рядом со зданием есть небольшая площадка, которую можно было бы отдать детям. Это мы попробуем реализовать уже в этом году.
— Будет ли у Музея Москвы постоянная экспозиция?
— Новая постоянная экспозиция появится по окончании всех строительных работ. Она будет отражать историю Москвы с момента ее основания до сегодняшних дней. У нас тем временем идет активная работа с коллекциями на предмет отбора вещей — в команде музея существуют минимум три идеи, какой могла бы быть постоянная экспозиция. Но мы не будем проектировать ее самостоятельно. Когда очередь дойдет до этого, мы привлечем музейных разработчиков, в том числе известных международных, с которыми мы сейчас начинаем знакомиться и общаться. Надо сказать, никогда ранее музей не обладал такими возможностями для показа своей коллекции, и наконец, сейчас в Провиантских складах создается новый Музей Москвы, который призван вобрать в себя все собранное, изученное и сохраненное за долгие годы своей деятельности и развития.