МОСКВА, 31 мар — РИА Новости. Российские власти создали еще одно территориальное министерство в структуре федерального правительства — министерство по делам Крыма, которое возглавил Олег Савельев, несколько лет проработавший заместителем министра экономического развития и занимавшийся особыми экономическими зонами.
Первое министерство под отдельно взятую территорию — Дальний Восток — было создано в мае 2012 года. Эксперты отмечают сходство двух "чрезвычайных" ведомств, но при этом указывают на разные задачи, стоящие перед ними: на Дальнем Востоке это прежде всего экономическое развитие, а в Крыму и Севастополе — задача "вписывания" Крыма и Севастополя в российскую систему.
При этом эксперты считают, что "крымское" министерство просуществует недолго и создано на переходный период.
Указы о создании министерства и назначении министром Савельева подписал президент России Владимир Путин. Об этом объявил в понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев на правительственном совещании в Симферополе.
Министерство переходного периода?
"Крымское" министерство нужно для переходного периода вхождения Крыма и Севастополя в российскую административную и экономическую систему, такое мнение высказали в разговоре с РИА Новости президент коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг" Евгений Минченко и гендиректор Института развития региональных проблем Дмитрий Журавлев.
"Территориальные министерства — это, в общем-то, не очень разумная политика в обычных условиях: они нарушают принципы управления, потому что либо территориальный, либо отраслевой принцип. Но, может быть, для переходного периода в Крыму это будет не так уж и плохо. Главное, чтобы это министерство не сохранилось навечно, потому что, как известно, задачи исчезают, а ведомство остается", — считает Журавлев.
Минченко также считает, что министерство может стать временной структурой.
"Я думаю, что это временная мера на период, пока там будет проходить первый этап становления. Есть первоочередной проект, наподобие Дальнего Востока, поэтому логично, если появляется отдельный министр. Я не думаю, что это министерство будет существовать долгие годы, я думаю, что оно выполнит свою работу в течение лет пяти-семи и прекратит существование", — сказал он.
По мнению Журавлева, задачей министерства станет "заведение" в Крым и Севастополь федеральных органов власти, решение в ручном режиме связанных с переходным периодом финансовых проблем.
"Пока необходимо некое федеральное руление. Крымские власти, например, проблему наполнения рублевой массой решить не могут, как бы они не старались, это мы можем сделать только из Москвы. Таких вопросов в действительности несколько, просто это первое, что приходит в голову", — говорит Журавлев.
На Дальнем Востоке — экономика. в Крыму — адаптация
Журавлев, сравнивая Минкрыма и Минвостока, называет оба ведомства "чрезвычайными органами", но отмечает при внешней схожести существенные различия.
"Крым, конечно, тоже нуждается в развитии — в развитии все нуждаются. Но для Крыма главное — это "вписывание" в систему. А Дальний Восток ни во что вписывать не надо. То есть в Крыму это в большей степени административная, а на Дальнем Востоке в большей степени экономическая задача", — говорит Журавлев.
Несмотря на разные задачи на Дальнем Востоке и в Крыму уместно провести параллели между созданием двух этих территориальных министерств, считает, в свою очередь, Минченко.
"Сейчас там (в Крыму) очень большой объем работ, требуется человек, который бы за это отвечал. И в этом смысле логично, что появляется новое министерство. Тут логика очень простая: есть регионы, которые нуждаются в особом внимании. А проблемы, естественно, разные", — сказал Минченко.
Минченко подчеркнул при этом, что давно знает Савельева, назначенного "крымским" министром, и высоко ценит его деловые качества.
Новая конфигурация власти на Крымском полуострове
С созданием нового министерства стала более понятна властная и хозяйственная структура новоприобретенных российских территорий — Крыма и Севастополя.
Крым будет республикой со столицей в Симферополе, Севастополь — городом федерального значения наряду с Москвой и Петербургом. Регионы объединены в Крымский федеральный округ с центром в Симферополе, полномочным представителем президента там уже назначен Олег Белавенцев, последний год проработавший гендиректором подконтрольного Минобороны РФ ОАО "Славянка".
В федеральном правительстве Крым и Севастополь будут курировать министерство по делам Крыма во главе со специалистом по особым экономическим зонам Олегом Савельевым, а также Минрегион, отвечающий в целом за развитие всех российских территорий, и вице-премьер Дмитрий Козак, переключившийся с олимпийского проекта на крымский.
Для развития Крыма планируется создать специальную ФЦП (федеральную целевую программу).
В России уже существуют несколько подобных программ: ФЦП по развитию Калининградской области и две госпрограммы: по развитию Северного Кавказа (с включенной в нее ФЦП) и по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона (с одноименной ФЦП, а также отдельной ФЦП для Курильских островов). Ранее существовали и завершены несколько лет назад "ингушская" и "чеченская" ФЦП.
Украинское прошлое Крыма и Севастополя
Ранее Крым и Севастополь на протяжении нескольких десятилетий входили в состав соседней Украины, куда они были переданы в 1954 году из состава России еще во времена существования единого СССР и где они остались после распада Советского Союза в 1991 году.
Политический кризис разразился на Украине в конце ноября 2013 года, когда кабинет министров объявил о приостановке евроинтеграции страны. Массовые протесты, названные "евромайданом", прошли по всей Украине и в январе вылились в столкновения вооруженных радикалов с органами правопорядка. Результатом уличных схваток, в ходе которых оппозиция неоднократно применяла огнестрельное оружие и "коктейли Молотова", стали десятки человеческих жертв.
22 февраля в стране произошел насильственный захват власти. Верховная рада, нарушив достигнутые договоренности между президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, изменила конституцию, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти главу государства, который впоследствии был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. 27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого "правительства народного доверия", премьером стал Арсений Яценюк.
Крым, в свою очередь, не признал легитимность новой власти и принял решение провести референдум о дальнейшей судьбе региона. Голосование прошло 16 марта. В бюллетень были внесены два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?".
Большинство проголосовавших (96,77%) при явке в 83,1% высказались за воссоединение с Россией. Соответствующий договор был подписан 18 марта, впоследствии его одобрили Госдума и Совет Федерации. Они также приняли федеральный конституционный закон об образовании двух новых субъектов РФ — республики Крым и города федерального значения Севастополь. Президент РФ Владимир Путин подписал оба документа. Также ранее Путин заявил, что проведение референдума в Крыму соответствует нормам международного права и Уставу ООН. Читайте подробнее >>