ПАРИЖ, 31 мар — РИА Новости, Виктория Иванова. Наверное, каждый, кто имеет отношение к Франции и французскому языку, знает шутку про нерадивого переводчика, озаглавившего роман Виктора Гюго "Нотр Дам де Пари" дословным переводом названия собора на русский язык — "Наша дама из Парижа". Но сами французы называют "нашей дамой" отнюдь не знаменитый собор, а не менее известный памятник архитектуры — Эйфелеву башню, с официального открытия которой прошло ровно 125 лет.
Рождение легенды
Власти Франции, решившие отметить проведением Всемирной выставки 1889 года столетнюю годовщину Великой французской революции, предложили архитекторам поучаствовать в конкурсе проектов построек для выставки. Участие в отборе приняли более 100 человек. Среди них был и архитектор Густав Эйфель, предложивший макет башни, на создание которой его вдохновила миланская галерея итальянского короля Виктора Эммануила II. Этот проект бюро Эйфеля, впоследствии доработанный, стал победителем конкурса.
Возведение "железной леди" (dame de fer) началось в 1887 году и заняло два года, два месяца и пять дней. Предполагалось, что конструкция неподалеку от набережной Сены не задержится в городе надолго и будет демонтирована через 20 лет после возведения, однако судьба распорядилась иначе.
Изящная "дама", "рост" которой составил 312 метров, прочно заняла позицию самой высокой постройки в мире. Этот титул она удерживала в течение 41 года, уступив его нью-йоркскому Крайслер Билдинг. Но французская красавица по-прежнему остается "самой": самой узнаваемой архитектурной достопримечательностью Парижа и обладательницей самой высокой смотровой площадки, открытой для публики на территории Европы.
Что касается веса башни, то сейчас он составляет 10,1 тысячи тонн. Однако такой стройной она была не всегда — до 1980 года башня весила на 1,3 тысяч тонн больше и только в конце XX века смогла избавиться от "лишних" килограммов, которые набрала во время строительства за счет вспомогательных конструкций.
![Ночные кадры Железной дамы Парижа - Эйфелевой башни Ночные кадры Железной дамы Парижа - Эйфелевой башни](https://cdnn21.img.ria.ru/images/100140/18/1001401870_0:0:1280:720_768x0_80_0_0_49f6ec56d6bbe275ca97518820434896.jpg)
"Колонна с болтами", полюбившаяся туристам
Башня, увидеть которую — заветная мечта миллионов человек, не всегда вызывала восторг. Так, меньше, чем через месяц после ее открытия, видные деятели культуры Франции, в числе которых были писатели Александр Дюма-сын и Ги де Мопассан, опубликовали открытое письмо, в котором называли новорожденную парижскую красавицу "бесполезной и чудовищной" колонной с болтами, "которую бы не захотела даже Америка". К слову, Мопассан, хоть и не полюбил башню, частенько обедал в ресторане на первом ярусе — по его словам, это было единственным местом в Париже, откуда башню не было видно.
Однако большинство все-таки считало иначе: как еще можно объяснить тот факт, что за 173 дня работы с момента открытия на башню поднялись без малого 2 миллиона человек? Год за годом сюда тянулись миллионы посетителей, однако от планировавшегося закрытия "нашу даму" спасли отнюдь не доходы от продажи билетов, составлявшие весьма значительную сумму. Спас башню технический прогресс — в конце 1890-х годов на одной из ее колонн был установлен радиопередатчик. Позднее рядом с ним разместился и транслятор телепередач — они остаются на башне и в наше время.
Посмотреть на башню и увидеть Париж с высоты птичьего полета с одной из ее смотровых площадок ежегодно приезжают около 7 миллионов человек, 75% из которых иностранцы. Причем каждый третий гость, если верить опросам, поднимается на башню уже не в первый раз.
Секрет "железной леди"
Как у каждой уважающей себя дамы, у "железной леди" есть свой секрет — это ее цвет. Краска служит не только декоративным целям, но и защищает металл от воздействия окружающей среды. За время жизни "дамы" цвет ее одеяния был и охрово-желтым, и красно-коричневым, но с 1968 года башню каждые семь лет красят в "коричневый эйфелевый" — запатентованный специально для нее цвет. Причем если издалека кажется, что башня выкрашена одной краской, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не так: любопытный посетитель сможет различить три оттенка — от темного к более светлому.
Красота требует жертв: одна покраска башни длится 18 месяцев и обходится бюджету в 4 миллиона евро. Для маляров закупают 60 тонн краски, 1,5 тысячи кистей и тысячу пар кожаных перчаток — покраска производится только вручную, использование пульверизаторов не допускается.
Огни Парижа
Каждый вечер в любое время года небо над Парижем разрезает луч прожектора, закрепленного на Эйфелевой башне. Помимо этого, в темное время суток раз в час на башне загораются 20 тысяч лампочек, заставляющих парижскую красавицу на протяжении пяти минут сиять и искриться.
Время от времени на башне появляется специальная цветная иллюминация, знаменующая наступление важного для страны или целого мира события. Так, в день празднования Нового года по китайскому календарю в 2004 году башня озарилась красной подсветкой, а в 2008 году, когда Франция председательствовала в Евросоюзе, на башню проецировался флаг Европы — синий с желтыми звездами. В 2009 году, когда "наша дама" отмечала 120-летний юбилей, с октября по декабрь ее стройный силуэт становился площадкой для удивительных световых шоу.
Парижская "дама", как многие известные красавицы, за свою долгую жизнь обзавелась множеством "последовательниц". В разных уголках мира разбросаны копии Эйфелевой башни разных размеров. Свои "железные леди" есть в российском поселке Париж в Челябинской области, сразу несколько копий находятся в США, а еще они есть в Китае, Казахстане, Греции, Мексике, Румынии, Боливии, Бельгии и Польше.
Однако никакая, даже самая хорошая копия не может заменить оригинал, вот и продолжают гости стекаться в столицу Пятой республики, чтобы лично познакомиться с изящной француженкой. Она, в свою очередь, щедро платит за такое внимание — в 1959 году 35-миллионный визитер, которым оказался десятилетний мальчик Жюльен Бертан, получил из рук внука Густава Эйфеля ключи от нового собственного автомобиля. Такой же подарок 100-миллионому посетителю в 1983 году вручала французская певица Мирей Матье. Обладателем новой машины в 1993 году стала 150-миллионная гостья башни.
Если поток туристов не ослабнет (а рассчитывать на это не приходится), то 300-миллионный посетитель сможет подняться на нее уже в 2017 году. У всех желающих попытать удачи есть время тщательно подготовиться к поездке.