НОВОСИБИРСК, 27 мар — РИА Новости, Алексей Стрелец. Стрелковый клуб, в котором наряду с сотрудниками силовых структур обращению с настоящим боевым оружием обучаются все желающие, в Новосибирске существует уже четвертый год. Корреспондент РИА Новости побывал в клубе и выяснил, почему современных силовиков нужно учить стрелять в движении, и зачем такая подготовка гражданским.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
Очки, наушники, пистолет
"Пистолет держим ровно, вниз не направляем. Вверх тем более. В стороны тоже нежелательно. Указательный палец на спусковой крючок не кладем пока", — Сергей, инструктор клуба практической стрельбы "Сибирь", осторожно передает мне заряженный пистолет.
На голове у него специальные наушники, которые заглушают звук выстрела, но дают возможность слышать голос. Глаза защищают пластиковые очки. Такая же амуниция у меня. В руках — отечественный пистолет Ярыгина "Викинг". Сергей показывает, как правильно взять его и разрешает стрелять.
Из пяти отведенных мне выстрелов промахиваюсь первым и последнем. Первым — с непривычки, в последнем — от появившейся после трех попаданий излишней уверенности. "Медленно", — улыбаясь, констатирует инструктор.
У профессионала на точное попадание по мишени уходят доли секунды. За то время, пока я сделал свои пять выстрелов, тренированный спортсмен, участник соревнований по практической стрельбе, успел бы точно отстрелять полный магазин в 18 патронов, да еще и перезарядить оружие.
Равнодушных нет
Основанный в 2010 году Федерацией практической стрельбы России клуб первоначально работал исключительно с сотрудниками силовых ведомств и охранных структур. Но в последние полтора года обучиться стрельбе могут все желающие.
"Когда человек берет в руки настоящий пистолет, нам сразу все понятно. Человеку либо нравится оружие, либо он его боится. Равнодушных к оружию не бывает. Если он начинает потеть, чувствует себя неуверенно или, наоборот, приходит в излишне сильное возбуждение, возможно, следует заняться другим видом спорта", — объясняет представитель Федерации в СФО, один из создателей клуба Алексей Колобов.
Впрочем, прямых запретов нет ни для кого — главное, чтобы было желание заниматься стрельбой. Все остальное, даже проблемы со здоровьем, не так уж важно. В клуб допускают всех, начиная с 11-летних юниоров. Вход, по словам Колобова, закрыт только представителям криминальных структур. У сотрудников клуба, добавляет он, есть специальные навыки для выявления недобрых намерений посетителей.
"У нас есть спортсмен с очень плохим зрением. У него один глаз не видит вообще, а второй — видит на 75% ниже нормы. То есть, человек, по идее, стрелять не должен. Но он настолько упертый, что, когда попробовал, начал ходить в спортзал — до этого спортом серьезно не занимался — начал тренироваться, и теперь берет первые места. Вот вам пример сильного желания", — говорит собеседник.
Если после ознакомительной стрельбы у человека появилось желание научиться чему-то еще, кроме как держать оружие, ему предложат учебный курс, по итогам прохождения которого можно, сдав экзамены, стать членом клуба и участвовать в соревнованиях.
Некоторые спортсмены даже имеют "свое" оружие. Пистолетом, по российским законам, гражданским лицам владеть нельзя, но в клубе имеются конкретные образцы, закрепленные за конкретными людьми. Свои пистолеты они хранят в опечатанных контейнерах, сами за ними ухаживают и с ними выступают на соревнованиях.
Мишень на пять минут
Стрелковая галерея клуба представляет собой узкое помещение длиной 30 метров. Здесь спортсмены с пистолетами увлеченно дырявят самые разные мишени — классические картонные, "попперы" (стальные конструкции, которые при попадании падают), небольшие круглые "тарелки".
В углу галереи — кипа картонных мишеней, продырявленных пулями. Спрашиваю, сколько в среднем "живет" такая мишень. "Пять минут", — улыбается Колобов. Потом добавляет, что с учетом заклеивания бумажными кругами пулевых отверстий мишени хватает в среднем на 50 попаданий.
Практическая стрельба отличается огромным спектром упражнений — спортсмен может стрелять по неподвижным и движущимся целям, может двигаться сам, вести огонь из укрытия или из неудобного положения, преодолевать препятствия — и все в рамках одного состязания.
Задача — поразить все мишени за минимальное время, и здесь тактику каждый избирает сам. Кто-то тщательнее прицеливается, кто-то стреляет быстро, но в случае промаха вынужден тратить больше патронов, перезаряжать оружие и терять время. Эта методика подготовки силовиков, ставшая видом спорта, объясняет Колобов, полностью отвечает реалиям современного применения оружия.
"Раньше, когда сталкивались две армии, что происходило? Выходили в поле полки, заряжали свои мушкеты, давали залп. Кто-то упал, на его место встали новые. От пуль никто не уклонялся. В XX веке все изменилось, война стала "партизанской". Нужно уметь стрелять в движении, по противнику в укрытии и так далее. А у нас все еще по тем принципам — встань и попади в неподвижную цель", — говорит он.
Современные методики, упражнения которых и используются в практической стрельбе, по словам Колобова, в России только сейчас постепенно вводятся в различных силовых ведомствах, и их важность трудно переоценить. "Есть штрафные мишени, например. Впереди "заложник", позади "прохожий". На соревнованиях попадание в них — дисквалификация. А в жизни? В жизни ты убил невинного человека", — объясняет он.
Любят "как в кино"
Навыки обращения с оружием, считают в федерации, нужны не только силовикам, но и гражданским лицам. "Сейчас они себе покупают травматические пистолеты, а потом не знают, что с ними делать, тычут ими куда попало. И многие к нам приходят не потому, что хотят правильному обращению с оружием научиться, а просто потому, что это "круто" — из настоящего пистолета пострелять", — объясняет Колобов.
В арсенале клуба имеются пистолеты 12 моделей производства разных стран мира, но чаще всего новички спрашивают "Дезерт Игл". Этот огромный пистолет, производившийся в Израиле и США, из-за своего устрашающего вида "распространен" в кино и компьютерных играх, но практической пользы от него мало. "Откуда у нас "Дезерт Игл", — смеется собеседник. — Их сейчас в мире-то практически нет".
В том, чтобы объяснить людям, что пистолет в руке — это не только мощь, но и ответственность, и заключается одна из задач клуба. В первую очередь инструкторы руководствуются требованиями безопасности. Новичков учат всегда обращаться с оружием как с заряженным, не стрелять, не убедившись, что перед мишенью и за ней ничего нет, не класть палец на спусковой крючок, пока ствол не направлен на мишень.
"Есть же люди, которые любят, как в кино: встанет, поднимет пистолет вверх, чтоб красиво, круто выглядеть. Его не заботит, что это опасно", — говорит Колобов.
Новичкам в клубе часто показывают фильм, смонтированный из любительских видеозаписей инцидентов при обращении с огнестрельным оружием. Все ситуации — от отброшенного отдачей в лицо пистолета до случайных попаданий в соседа — реальные.
Многие посетители, по его словам, приходят и, выслушивая инструктаж по безопасности, говорят: "Чего вы нас учите, мы вас сами научим". "Вот от этого нужно избавляться, — подчеркивает собеседник. — Мы за популяризацию навыков обращения с оружием, ничего плохого в этом нет. Просто обучение как раз-таки эту излишнюю самоуверенность и должно искоренять".