МОСКВА, 26 мар — РИА Новости. Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заявил, что украинский законопроект "о защите прав и свобод граждан на оккупированных территориях" предусматривает ущемление прав человека и запрет на семейные связи, что еще не имело прецедента в современной истории.
Плигин пояснил, что 19 марта в Верховную раду был внесен законопроект с названием "Об обеспечении прав и свобод граждан на оккупированных территориях". Документ, по его словам, был принят в первом чтении, и в четверг запланировано его рассмотрение во втором чтении.
"Этот законопроект направлен не на обеспечение прав и свобод, а скорее на создание максимально запретительных мер по осуществлению любой деятельности на территории субъектов РФ и возможностей для граждан РФ. Это коренным образом ущемляет права граждан РФ. Более того, этот законопроект приводит к системному разрушению многих и многих семейных связей, которые существуют между гражданами Украины и гражданами РФ", — сказал Плигин на заседании рабочей группы при председателе Госдумы по правовому анализу законодательных процедур и принимаемых на Украине правовых актов.
Он отметил, что российской стороне нужно отреагировать на данный законопроект, который устанавливает недопустимые с гуманитарной точки зрения нормы. Документ, по его словам, вводит существенные ограничения на въезд и выезд с этой территории, и, в частности, устанавливаются серьезные сроки лишения свободы за нарушение требований законопроекта.
"Это совершенно недопустимая вещь — нарушение связей между людьми. В современной истории такого рода пресечения связей между конкретными людьми не было", — сказал Плигин.
Также, по его словам, законопроект предусматривает санкции и "грубое вмешательство" в деятельность юридических лиц и хозяйственные связи. Эти нормы, по его словам, привлекли внимание многих российских участников хозяйственного оборота — банков, телекоммуникационных компаний, которые осуществляют деятельность на территории Украины. Он считает, что парламентарии не могут проигнорировать нормы, предлагаемые украинским законопроектом.
Политический кризис разразился на Украине в конце ноября 2013 года, когда кабинет министров объявил о приостановке евроинтеграции страны. Массовые протесты, названные "евромайданом", прошли по всей Украине и в январе вылились в столкновения вооруженных радикалов с органами правопорядка. Результатом уличных схваток, в ходе которых оппозиция неоднократно применяла огнестрельное оружие и "коктейли Молотова", стали десятки человеческих жертв.
22 февраля в стране произошел насильственный захват власти. Верховная рада, нарушив достигнутые договоренности между президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, изменила конституцию, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти главу государства, который впоследствии был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. 27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого "правительства народного доверия", премьером стал Арсений Яценюк. Выступая на следующий день на пресс-конференции в Ростове-на-Дону, Виктор Янукович заявил, что остается законно избранным главой государства.
В Крыму 16 марта прошел референдум о статусе автономии, более 96% избирателей высказались за вхождение республики в состав РФ. Россия и Крым 18 марта подписали договор о вхождении республики и Севастополя в РФ. Президент России 21 марта подписал закон о ратификации договора и федеральный конституционный закон об образовании в Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Воссоединение РФ и Крыма Запад не признает. В этой связи США, ЕС и их страны-партнеры ввели санкции против некоторых представителей России. При этом президент РФ Владимир Путин заявил ранее, что проведение референдума соответствует нормам международного права и Уставу ООН, а МИД РФ отметил, что разговаривать с Россией языком санкций неуместно и контрпродуктивно.