Непрекращающиеся вооруженные конфликты и неспадающая напряженность на Ближнем Востоке привели к феномену резкого снижения христианского присутствия в регионе, который был колыбелью христианства. О позиции Святого престола по этой болезненной проблеме корреспонденту РИА Новости в Ватикане Сергею Старцеву рассказал видный деятель Римской курии и известный церковный дипломат, префект Конгрегации по делам Восточных церквей аргентинский кардинал Леонардо Сандри.
— Ваше Высокопреосвященство, притеснение христиан на Ближнем Востоке давно вызывает глубокую озабоченность во всем христианском мире. В сентябре прошлого года вы вместе с патриархом Антиохии и всего Леванта Бешаром Бутросом Раи сослужили Папе Римскому Франциску в капелле св. Марфы в Ватикане. Тогда в ходе мессы понтифик говорил в этой связи о "позоре перед Богом". Какова позиция Святого престола по этой болезненной проблеме?
— Война на Ближнем Востоке — это своего рода незаживающая рана. Эти острые конфликты продолжаются уже многие годы, но в последнее время ситуация еще более обострилась. Достаточно вспомнить войны в Ливане и Ираке, продолжающийся конфликт в Сирии, а также другие опасные процессы, происходившие в ряде стран Ближнего Востока и Средиземноморья, в частности в Египте и Тунисе. К сожалению, пока далека от решения и проблема совместного проживания палестинцев и израильтян на Святой земле.
Одним из последствий этих войн и конфликтов является притеснение и преследование христиан. Но они не только страдают и переносят лишения, их похищают, а порой просто убивают. До сих пор неизвестна судьба двух православных епископов, похищенных в апреле прошлого года в Алеппо. Нет никакой информации о двух священниках Армянской и Сиро-католической церквей. Бесследно исчез в Сирии и священник-иезуит Паоло Далл'Ольо.
Что же остается делать нашим бедным братьям во Христе? Мы видим, что они вынуждены покидать эту землю, где зародилась наша вера.
Порой меня спрашивают о значении Святой земли для христиан и о паломничестве в эту землю. Приезд паломника туда — это ведь почти физический контакт с Иисусом Христом. Но во многих из этих мест сейчас остаются разве что "археологические воспоминания", там уже нет христиан или они уезжают оттуда. Вот она драма Ближнего Востока. А рядом с ней разворачивается другая драма, драма всех тех, кто страдает от разрушительных войн и конфликтов, среди которых есть и представители других религий, в том числе мусульмане. Это драма тех, кто живет в лагерях для беженцев, кто потерял все, прежде всего свой дом, свою семью. И вся западная цивилизация, весь мир должны помогать этим людям.
Святой престол, Папа Римский, все мы обеспокоены тем, что христиане покидают родную землю, где они, кстати, являются значимой составляющей гражданского общества. Их духовность, их вера, их призыв любить ближнего своего — это важнейший элемент социального баланса в этих странах.
— В мае прошлого года вы побывали в Ливане и в ходе этой поездки посетили лагерь беженцев близ границы с Сирией. Там вы своими глазами видели, какова реальная ситуация в регионе, откуда почти ежедневно приходят известия о гонениях на христиан. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы эта трагедия, наконец, прекратилась?
— Единственное, что можно сделать — это вновь сказать миру, что единственным средством разрешения любых конфликтов может быть только диалог, только политическое, а не военное решение проблем. И значит, следует найти достойные и подлинные инструменты, которые позволили бы сохранять мир, не прибегая к использованию оружия. Для сохранения мира и выхода из этих межрелигиозных и межэтнических конфликтов необходимо использовать разум.
Святой престол всегда предлагал именно это: поддержание диалога, дипломатические усилия, мирное решение всех спорных вопросов, защиту невинных жертв, тех, кто более всего страдает от этих конфликтов — детей, женщин, самых слабых.
Но если политическая воля для такого решения проблемы отсутствует, дорога для насилия и войны остается открытой.
— Еще в феврале прошлого года на Архиерейском соборе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал смотреть правде в глаза и признать, что сегодня имеет место реальная угроза полного исчезновения христианского присутствия там, где христианство начиналось — на Ближнем Востоке, то есть на Святой Земле в широком смысле этого слова…
— Я не знал об этом заявлении Его Святейшества. Но очевидно, что в данном вопросе имеет место гармония, совпадение наших взглядов. Для всех нас, христиан, необходимым условием является защита христианского присутствия в тех местах, где жил Иисус, где родилась христианская вера — в Сирии, Израиле, Ливане, Иордании, Палестине…
Мне бы не хотелось использовать слово "альянс" просто потому, что порой его пытаются использовать в политическом смысле. Я бы сказал о необходимости координации, объединения усилий всех христиан для защиты наших братьев и сестер, которые рискуют исчезнуть со Святой земли.
Опасность состоит в том, что мы можем получить на Ближнем Востоке "музейное христианство". Нельзя допустить, чтобы на Святой земле остались лишь статуи, памятники, камни, то есть некие физические объекты, лишенные живого присутствия христиан. Полагаю, что общие действия представителей всех христианских конфессий, в том числе и православных России, безусловно, будут способствовать сохранению христианского присутствия в этом регионе.
Особенно перед лицом существования авторитарных режимов, которые могут иметь гегемонистские устремления, необходимо обеспечить защиту всех меньшинств, свободу вероисповедания для всех. Все люди должны иметь право быть гражданами своей страны и не быть абсорбированы неким большинством, которое отрицает богатство разнообразия, плюрализма. Для этого необходимо взаимодействие различных политических сил, но в том, что касается непосредственно нас, необходимы общие действия всех христиан.
— Идет ли по этой проблеме диалог между Римско-католической церковью и Русской Православной церковью?
— Не знаю, идет ли конкретный диалог. Но, безусловно, существует, стремление слушать и слышать друг друга. Не исключаю, что определенные контакты по этой проблеме, близкой всем нам, верящим в Иисуса Христа, имеют место.
— Не так давно было объявлено, что Папа Франциск с 24 по 26 мая совершит путешествие в Святую землю, в ходе которого, в частности, посетит Иерусалим. Предполагается, что там понтифик примет участие в экуменической встрече с представителями других христианских церквей. Можно ли от этого визита ожидать продвижения по пути к христианскому единству?
— Я пока еще не получил детальную программу папского визита, но, очевидно, что одной из приоритетных характеристик этой поездки станет ее экуменический характер. Через 50 лет после исторической встречи в Иерусалиме между Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором там же встретятся Папа Франциск и Патриарх Варфоломей. Предполагаю, что на встрече будут присутствовать и представители других христианских церквей, в том числе Армянской, Греческой Православной и Русской Православной церквей, которые сохраняют свое присутствие в Иерусалиме. К слову, во время своей последней поездки в Иерусалим я обратил внимание на множество русских православных паломников, которые приезжают в святые места…
Конечно, визит Папы Франциска в Иерусалим и его встреча с Патриархом Варфоломеем станет поводом для совместной молитвы за единство христиан. Мы ведь говорим о единстве, но, к сожалению, остаемся разделенными. Поэтому будем молиться, чтобы Бог даровал нам единство.
Сам факт того, что эта встреча состоится в иерусалимском храме Гроба Господня, где был погребен, а затем воскрес Иисус Христос, станет посланием надежды на достижение единства христиан. 50 лет назад Папа Римский и Вселенский Патриарх встретились, заключили друг друга в объятия и сняли взаимные анафемы.
Недавно пришла весть о том, что в 2016 году будет проведен Всеправославный Собор. Будем надеяться, что это важное событие придаст новый импульс не только движению к единству всех поместных Православных церквей, но достижению единства всех христиан.