МОСКВА, 24 мар — РИА Новости. Поддержка финансового сектора в России не может стать альтернативой масштабным государственным инвестициям, поскольку финансовая система последние годы не помогает, а скорее, тормозит рост экономики, полагают участники пресс-конференции "Современная Россия: экономическая политика", посвященной открывающемуся 26 марта Московскому экономическому форуму (МЭФ).
"Финансовый сектор последние тридцать лет перестал быть помощником реальной экономики, а стал ее господином", — полагает директор Института экономики РАН, сопредседатель МЭФ Руслан Гринберг. По его мнению, мировая финансовая система имеет паразитическую форму, причем большинство стран отдают себе в этом отчет, но не в состоянии бороться с этой "монополией финансовой олигархии".
"Сегодня начинается борьба с офшоризацией, с уходом от уплаты налогов… Правительство начинает бороться, но пока больше терпит поражений, чем побед", — сказал Гринберг.
Единственный выход из этой ситуации, по мнению экономиста – это привлечение частных инвестиций через государственно-частное партнерство. "Люди, принимающие решения в области экономики в нашей стране, главным образом считают, что нам нужно частно-государственое партнерство, а не государственно-частное партнерство. И здесь не просто филологический спор. Это борьба двух философий. Мы считаем, что в современной ситуации, когда у нас стагнация в экономике наметилась, нет никакой альтернативы мощным государственным инвестициям, которые привлекают частный бизнес для выполнения проектов", — сказал Гринберг.
"Наши оппоненты считают, что все это ерунда: надо шлифовать инвестиционный климат, снижать инфляцию, снижать процентную ставку – эта мантра повторяется последние двадцать лет" — отмечает эксперт.
"Критично надо отнестись к финансовому посредничеству, которое стало бичем практически для всей мировой экономики", — согласен профессор МГУ Александр Бузгалин. По его мнению, рассчитывать на господдержку может только производственный сектор. Добывающий и финансовые сектора, по мнению экономиста, приводят только к увеличению социального неравенства в России, следовательно, относится к ним нужно как к паразитам. "Необходимо поддержать целый ряд шагов по снижению этого неравенства, включая прогрессивный подоходный налог и другие меры", — сказал он.
Профессор обратил внимание на то, что в российском обществе в последнее время появляется новая экономическая риторика, обсуждаются новые идеи, однако экономический курс остается прежним. "Это в основном праволиберальная рыночная модель, которая совмещается с теневым государственным регулированием и ручным управлением", — сказал Бузгалин.
Причина, по его словам – в том же социальном неравенстве. "К сожалению, на мой взгляд, причина в том, что ключевая экономико-политическая власть в стране принадлежит блоку олигархов преимущественно сырьевых. 100 крупнейшим миллиардерам принадлежит треть богатств страны", — сказал он.
Вместе с тем, президент Промышленного союза "Новое содружество", сопредседатель МЭФ Константин Бабкин уверен, что сырьевой характер экономики России – то временное явление. "Несырьевое будущее в России есть, другого просто быть не может", — полагает Бабкин.
"Что для этого нужно? Будем говорить и о налоговой реформе, и о снижении цен на энергоресурсы, о снижении процентных ставок на кредиты, и об изменении политики ЦБ. Будем вновь критически смотреть на условия членства России в ВТО, и будем говорить о том, как бороться за наши интересы на внешних рынках" — сказал он.