Рейтинг@Mail.ru
Актер-кукольник в Приморье: подключали ток к куклам, и было волшебство - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Актер-кукольник в Приморье: подключали ток к куклам, и было волшебство

© РИА Новости / Алексей ДёминМастер сцены Приморского театра кукол Вадим Перфилов
Мастер сцены Приморского театра кукол Вадим Перфилов
Читать ria.ru в
Дзен
Ежегодно 21 марта кукольники во всем мире отмечают профессиональный праздник. Ведущий мастер сцены Приморского кукольного театра Вадим Перфилов рассказал РИА Новости о том, сложно ли драматическому актеру работать в кукольном театре.

Ежегодно 21 марта кукольники во всем мире отмечают профессиональный праздник. Ведущий мастер сцены Приморского кукольного театра Вадим Перфилов рассказал корреспонденту РИА Новости Алексею Демину о том, сложно ли драматическому актеру работать в кукольном театре, зачем к куклам подключают электрический ток и сможет ли публика увидеть в детском театре спектакли для взрослых.

Все новости региона читайте на РИА Новости Владивосток>>

- С чего началось ваше знакомство с театром? Сложно ли актеру привыкнуть к такому виду работы на сцене?

— В театр кукол я впервые пришел 21 год назад. Я тогда учился на четвертом курсе академии искусств, и нас с другом пригласили участвовать в постановке как обычных актеров. Спектакль был экспериментальным: в нем были заняты двое живых артистов и одна кукла. После этого я уже не смог расстаться с куклами, хотя по образованию — драматический актер.

© РИА Новости День театра кукол: герои интернета пугают прохожих и танцуют на футболе
 День театра кукол: герои интернета пугают прохожих и танцуют на футболе

На самом деле сначала у любого драматического актера, который приходит в театр кукол, есть и любопытство, и жуткая боязнь, потому что работать с куклой физически сложно. Поэтому мы и на пенсию выходим рано — после 25 лет выслуги. Всевозможные сколиозы, хондрозы, жуткие боли, поднятые во время спектакля из-за ширмы руки после висят как плети — это все не шутки.

Поначалу я боялся сразу работать с куклой. А потом постепенно окунулся в жизнь кукольного театра. Первая работа с куклой была в спектакле "Аладдин". Я управлял тростевой куклой — было очень тяжело. Следующий спектакль был "Приключения Дружка", где я взял сразу три роли. Первой куклой был кот, сделанный из подушки. Потом классическая марионетка — пудель. Третья кукла — выпиленный из фанеры силуэт злого охотника, который убивал зверушек.

Постепенно ты привязываешься к театральным куклам, потому что это что-то детское, наивное, чистое. Общение с детьми тоже очень много эмоций вызывает. Публика взрослого театра может закрыть глаза, если актер выпил или что-то не так в постановке. А детей не обманешь, и, работая в театре кукол, нужно быть максимально искренним, тогда и дети тебе поверят.

© РИА Новости / Алексей ДёминВолк - тростевая кукла, участвующая в спектакле Приморского кукольного театра
Волк - тростевая кукла, участвующая в спектакле Приморского кукольного театра

После спектакля, когда мы фотографируемся с куклами, дети их любят, целуют, верят, что те живые. И вот этим подкупает труд в кукольном театре. Я считаю, что мне повезло в жизни, что я смог эту профессию полюбить, перешагнуть через амбиции — я же все-таки драматический актер.

- Что удерживает людей в театре? Есть ли перспектива набрать молодых актеров?

Валентина БернгардАлексей Беляев
Российские актеры получили призы на фестивале театров кукол в Хорватии
- Я работаю в театре не из-за денег, а потому что не представляю жизни без него. Я и десять лет назад был того же мнения. Однажды пришедший в кукольный театр человек уже не сможет без него жить. Это призвание и любовь к искусству. Пусть звучит несколько высокопарно, но это так. Бывает, конечно, что нервы сдают и ничего не хочется делать. Однако я понимаю, что уже через неделю прибегу в театр. Мне нужна сцена, нужны люди, коллектив театра.

С молодыми кадрами у нас пока затишье. Одно время приходили ребята, но не задерживались. Думаю, что не только у нас, но и в других театрах так же. Потому что все связано с деньгами. Я вот мастер сцены — достиг своего карьерного пика. У меня зарплата меньше 20 тысяч рублей. Для меня служение театру — это больше хобби. И, к сожалению, деньги мне приносит в большинстве своем не театр, а случайные заработки: проведение свадеб, юбилеев, корпоративов.

Театр кукол им. Образцова
Необыкновенные куклы театра имени Образцова
Многие актеры живут подработками. Молодежь это понимает и не очень охотно идет в театр. Но я думаю, что нам уже пора искать молодых актеров. Нужны два-три человека, которые смогут отправляться на выезды. Больший доход нам приносит не стационарная работа во Владивостоке, а гастроли по Приморскому краю и Дальнему Востоку. Скоро вот поедем в Находку и Арсеньев, бывают также поездки в Благовещенск и другие города соседних регионов.

- Какие бывают виды кукол, с какими из них вам доводилось работать?

— Видов кукол очень много. Есть кукла тростевая, с двумя тростями, которые управляются руками. Бывают планшетные куклы (планшетом иногда называют настил сцены, отсюда появилось название таких кукол, потому что они могут ходить по сцене — ред.), которые управляются с помощью рукояток на голове и других частях тела. Есть тантамарески — это когда роль играет наполовину человек, наполовину кукла. Причем они бывают двух видов. У нас есть спектакли, где верхняя часть персонажей — это кукла, а ноги человеческие. Но бывает и наоборот, когда у тантамарески верх человеческий, а ноги кукольные.

© РИА Новости / Алексей ДёминТростевые куклы Приморского кукольного театра
Тростевые куклы Приморского кукольного театра

Самый известный вид кукол — марионетки. У нас есть спектакль "Капризная принцесса", где они используются. Есть также ростовые куклы, у нас их можно увидеть в спектакле "Красная шапочка". Есть еще театр теней, когда вырезается силуэт куклы и подсвечивается через экран. Самые простые куклы — перчаточные, которые просто надеваются на руку. Кстати, символ театра кукол — это ладонь с шариком на указательном пальце.

Вообще, любой предмет в театре кукол может оживать, будь то швабра или метелка. У нас есть спектакль "Три веселых гнома", где оживают часы, бегают стулья. Это все нормально. Я думаю, что кукольный театр — самый волшебный. У нас совершенно точно может ожить любой предмет, и никто не удивится.

- Приходится ли для каждого нового спектакля как-то специально готовиться, ведь куклы всегда разные?

— Да, к каждой новой кукле приходится привыкать. Просто прочитав текст пьесы, ты все равно не сможешь полноценно работать над ролью. Нужно увидеть работу художника, причем не эскиз, а уже полностью готовую куклу. Важен ее вес, размер, как она двигается, как она ходит. Это все надо изучить и уже через руку донести до зрителя. Придумать, какой характер будет у персонажа, и постепенно учить текст.

© РИА Новости / Алексей ДёминМастер сцены Приморского театра кукол Вадим Перфилов
Мастер сцены Приморского театра кукол Вадим Перфилов

Когда готовлюсь к спектаклю, могу часами просиживать у зеркала с куклой, ведь важно увидеть ее со стороны. Зеркало очень помогает в работе. Например, если марионетка, то ее нужно поставить на пол, чтобы видеть, как она ходит, как двигается. А вот планшетную куклу видно в зеркало, если держишь на руках. Выручают и различные телефоны и планшеты, на которые можно снять репетицию, пересмотреть, увидеть свои ошибки и исправить их.

Работа, представленная на конкурс кукольников, который проводит театр Скоморох в ТомскеРабота, представленная на конкурс кукольников, который проводит театр Скоморох в ТомскеРабота, представленная на конкурс кукольников, который проводит театр Скоморох в ТомскеРабота, представленная на конкурс кукольников, который проводит театр Скоморох в Томске
Томский театр впервые отмечает День кукольника конкурсом кукол
Репетиции у нас идут так же, как в любом другом театре. Но для актеров кукольного театра — это самое сложное, что может быть в работе. Сыграть спектакль — это 45 минут, а репетировать 2,5 часа с поднятой вверх рукой — очень тяжело. По прошествии этого времени и рука отваливается, и тяжело, и больно. Разные сцены повторяем по несколько раз, потому что кто-то не подал вовремя реплику или забыл текст.

- Что изменилось за время вашей работе в театре? В кукольном искусстве технологии шагнули вперед?

— Изменилось мало что, многое забылось. Все новое, как обычно, — это хорошо забытое старое. Раньше, когда мы ставили "Аладдина", подводили ток к мечам, на которых в одной из сцен бились куклы, чтобы при ударе вылетали искры. Также все знали, что если в спектакле нужен дым, то нужно бросить марганцовку в перекись водорода. Таких фокусов было много, но мы про них часто забываем.

В целом механика кукол осталась незыблемой: они, как и много лет назад, открывают рот, моргают глазами, машут ушами и крыльями. Зато перемены произошли в работе с техникой для создания атмосферы в спектаклях. Сейчас мы музыкой и светом управляем с помощью компьютеров. Хорошо, что в прошлое ушли бобинные магнитофоны, которые рвали ленту, и приходилось останавливать спектакль. За ширмой больше не прячутся баянисты, отвечавшие за музыкальное сопровождение.

© РИА Новости / Алексей ДёминПроизводственный цех Приморского кукольного театра
Производственный цех Приморского кукольного театра

Хотелось бы, чтобы в театре была современная сцена, чтобы она поднималась и опускалась, чтобы ее можно было легко трансформировать. Потому что у нас зрительный зал находится на одном уровне со сценой. Из-за этого детям приходится задирать головы, чтобы что-то увидеть. А это неправильно. Зрительный зал должен быть под наклоном, чтобы ширма находилась на уровне глаз зрителей.

- Как сейчас живет кукольный театр, какие у него насущные проблемы, помогают ли власти?

— Театр никогда не живет легко. Всегда нам чего-то не хватает до того, что мы хотим. Не хватает денег, чтобы поехать на дальние гастроли или на фестиваль. Бывает, что нас приглашают, но мы не ездим. Потому что это все дорого стоит и не приносит доходов. Однако такие поездки нужны для обмена опытом. Власти нам помогают по мере сил, но мы у них не одни.

© РИА Новости / Алексей ДёминМастер-кукольник в производственном цехе Приморского кукольного театра
Мастер-кукольник в производственном цехе Приморского кукольного театра

Когда выпадает хороший год, нам помогают больше. Например, в 2013 году финансирование было хорошим, мы утеплили театр, поменяли оборудование. Но на самом деле нам нужен новый дом, построенный по канонам XXI века, — с хорошим, современным световым и сценическим оборудованием, с большим количеством помещений, с разными сценами. Мы подали заявку властям с просьбой о новом здании. Проект наш не отвергнут, идет его разработка.

- Велика ли посещаемость у театра кукол, насколько он востребован у зрителей?

— Средняя посещаемость наших спектаклей — 154 человека при 200 местах в зале. Бывает, что нам людей сажать некуда, редко, но бывает, а случается, что даже меньше 100 человек приходит. Многое зависит и от самих спектаклей, даже не от их качества. Бывают постановки, которые очень популярны всегда. Был у нас спектакль "Три поросенка" — не шедевр, но на него всегда ходили просто потому, что название популярное.

© РИА Новости/Аврора . Лейла Хамзиева, Вадим ТитовРостовые куклы помогают детям подружиться с "особенными" сверстниками
Ростовые куклы помогают детям подружиться с особенными сверстниками

Посещаемость театра стабильная и в целом соответствует числу жителей Владивостока. Мы точно знаем, что зал на 200-250 мест — это нормально для нашего города. Но при этом нужна малая сцена на 50-60 зрителей. Например, на ней у нас сейчас идет спектакль "Сказка о глупом мышонке", который всегда собирает аншлаги. Мы его не переносим на большую сцену, потому что он держит малую сцену, и, думаем, он будет идти еще долго.

- Какие планы у театра кукол, какие новинки будете ставить?

— Сейчас можно говорить только о ближайших спектаклях. Собираемся ставить спектакль "38 попугаев" по Григорию Остеру. Потом впереди пьеса современных российских драматургов "Загадки у Лукоморья" — это такой озорной спектакль, можно сказать, с приколами: современная комическая фантазия на тему русских сказок. В остальном мы пока думаем, что ставить, потому что в репертуаре должны быть представлены и русские сказки, и зарубежные, и современные, а также классика, спектакли для малой сцены и, может быть, постановки для более взрослого зрителя.

Нам хотелось бы иметь и вечерние спектакли в репертуаре. Взрослые приходят в основном с детьми, но есть и люди постарше, которые любят наш театр. Они часто и спрашивают: почему у вас нет взрослых спектаклей, мы бы еще и вечером ходили. Действительно, в репертуарах театров кукол России присутствуют такие серьезные авторы, как Шекспир, Гоголь, Кальдерон, Мольер. В 80-х годах у нас шел Плавт. Постановка была основана на итальянских песнях, а сюжет был о публичном доме. Спектакль был очень популярен, на него невозможно было найти билетов. Теперь думаем, как возродить взрослые спектакли.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала