Русский композитор, пианист Модест Петрович Мусоргский родился 21 (9 по старому стилю) марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Карево Куньинского района Псковской области).
Его отец — Петр Алексеевич Мусоргский — происходил из старинного рода смоленских дворян.
В раннем детстве Мусоргский обучался игре на фортепиано, после переезда в Санкт-Петербург в 1849 году продолжал занятия с пианистом Антоном Герке, поощрявшим его первые опыты сочинения музыки. Первым напечатанным музыкальным сочинением Мусоргского была полька Porte-enseigne Polka (1852).
В 1852 году, следуя семейной традиции, он поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856 году.
В 1856-1858 годах Мусоргский служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка.
Во время службы произошла его встреча с ординатором военно-сухопутного госпиталя и композитором Александром Бородиным. Зимой 1856-1857 годов Мусоргский познакомился с композиторами Александром Даргомыжским, Цезарем Кюи, Милием Балакиревым и музыкальным критиком Владимиром Стасовым и примкнул к созданной ими "Новой русской музыкальной школе", известной как "Могучая кучка". Под руководством Балакирева он начал серьезно заниматься композицией.
В июне 1858 года Мусоргский вышел в отставку с военной службы и целиком посвятил себя музыке.
В конце 1850-х — начале 1860-х годов он написал ряд оркестровых, фортепианных сочинений (некоторые из них не окончены), песен и романсов. В 1858 году написал два скерцо в переложении для оркестра, одно из которых было исполнено в концерте русского музыкального общества оркестром под управлением Антона Рубинштейна в 1860 году. Затем Мусоргский начал писать музыку к "Эдипу" Софокла (сохранилась лишь часть).
Стесненные обстоятельства заставили композитора в 1863 году снова поступить на службу. В 1863-1868 годах он был чиновником Инженерного управления, в 1868-1879 годах работал в Лесном департаменте, в 1879 году служил в Государственном контроле.
В 1863 году он принялся за оперу "Саламбо" по сюжету Гюстава Флобера. Произведение не было окончено, и его музыкальные материалы Мусоргский использовал для других своих сочинений, особенно – оперы "Борис Годунов".
После ряда романсов композитор начал писать комическую оперу "Женитьба" на текст Гоголя. В 1868 году был создан первый акт, который так и не был напечатан.
Вершиной творчества Мусоргского 1860-х годов стала опера "Борис Годунов" на сюжет Александра Пушкина, поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году. Опера была начата 1868 году и была готова в 1870 году, но дирекция Мариинки отказалась принять ее, ссылаясь на чрезмерное обилие хоров и ансамблей и недостаток solo. Мусоргский переделал "Годунова" соответственно этим указаниям, добавив финальную картину въезда Лжедмитрия. В течение десяти лет после постановки "Борис Годунов" был дан 15 раз и затем снят с репертуара.
В 1872 году была начата последняя опера композитора – "Хованщина" по сюжету Владимира Стасова, либретто Мусоргского. Произведение было окончено в набросках в 1880 году. Одновременно с 1875 года композитор писал оперу "Сорочинская ярмарка" по Николаю Гоголю, но бросил ее, не окончив.
В жанре социальной сатиры Мусоргским были написаны романсы "Козел", "Семинарист", "По грибы", "Пирушка". Богатой колоритностью отмечены песни "Калистрат", "Колыбельная Еремушки" (слова Николая Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын" (из "Воеводы" Александра Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Тараса Шевченко), "Светик Савишна" и "Озорник" (обе – на слова Мусоргского), "Блоха" и другие. Выразительная декламация отличает песни "Сиротка" и "Забытый" на сюжет известной одноименной картины Василия Верещагина. Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни "Детская" на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях.
Образы народного быта и фантастики нашли отражение в симфонических произведениях Мусоргского — "Интермеццо" (1861, инструментовано в 1867 году) и фантазии "Ночь на Лысой горе" (закончена и инструментована Николаем Римским-Корсаковым в 1867 году). Известны музыкальные эскизы "Картины с выставки", написанные для фортепиано в 1874 году в виде музыкальных иллюстраций к акварелям Виктора Гартмана.
В 1879 году композитор в качестве аккомпаниатора предпринял концертное путешествие по России с певицей Дарьей Леоновой. С 1880 по 1881 год он работал аккомпаниатором в открытых Леоновой Музыкальных классах.
В феврале 1881 года по состоянию здоровья Мусоргский был помещен в петербургский Николаевский военный госпиталь. В этом лечебном заведении художник Илья Репин написал известный портрет композитора.
28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия – "Борис Годунов" и несколько вокальных произведений. Друг Мусоргского композитор Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все его сочинения. Завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Так, он сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу "Борис Годунов", поставленную в конце 1896 года.
В 1927 году музыковедом Павлом Ламмом была подготовлена сводная авторская редакция "Бориса Годунова". В 1940 году свою редакцию оперы Мусоргского предложил Дмитрий Шостакович.
По авторским материалам Римским-Корсаковым была завершена и оркестрована опера "Хованщина", поставленная в 1886 году.
Опера Мусоргского "Сорочинская ярмарка" впервые прозвучала в 1911 году, в день 30-летия со дня кончины Мусоргского. Среди музыкантов, которые пытались ее закончить, — Александр Лядов, Вячеслав Каратыгин, Юрий Сахновский, Цезарь Кюи. Павел Ламм составил клавир "Сорочинской ярмарки" на основе автографов Мусоргского, а композитор Виссарион Шебалин завершил и оркестровал произведение, используя авторские черновые записи (1930).
В 1914 году бронзовый памятник-бюст Модесту Мусоргскому работы Алексея Тимченко был установлен на гранитном постаменте перед зданием бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков (позднее – Николаевского кавалерийского училища). В 1926 году бюст был снят с постамента и уничтожен, в 1989 году – восстановлен и торжественно открыт.
Имя Модеста Мусоргского в 1939 году было присвоено ленинградскому Первому музыкальному училищу.
В 1989 году – Малому театру оперы и балета (ныне - Михайловский театр Санкт-Петербурга).
В 1970 году в Наумово Псковской области, в усадьбе деда, где прошло детство композитора, был открыт Музей М.П. Мусоргского.
В 1989 году, в честь 150-летия со дня рождения композитора, в Кареве на месте бывшей усадьбы Мусоргских был установлен памятник композитору работы скульптора Виктора Думаняна.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников