Лес для удэгейцев веками был не только местом для охоты, но и священной землей. В международный день леса, который ежегодно отмечается 20 марта, жительница села Красный Яр в Приморье, где живут удэгейцы, Светлана Смирнова рассказала РИА Новости о том, зачем шаманы ходили в тайгу, в каких случаях нужно благодарить лесных духов и почему малые народности боятся, что не смогут общаться с природой, как делали их предки.
Все новости региона читайте на РИА Новости Владивосток>>
Лес в окрестностях села Красный Яр среди удэгейцев считается священным, там расположены молельные места шаманов, которые защищают духи предков. Местные жители всегда с уважением относились к этим культовым местам, где шаманы общались с духами. Веру в то, что лес мистическое место, укрепляли истории о том, как духи наказывали чужаков за неправильное поведение в тайге.
Моя бабушка всегда говорила, что наша земля священная. Здесь были шаманы в каждой семье. Что они делали, как жили, подробно рассказывать не буду. Но знаю, что они ходили в лес, делали "богомолки", обращались с духами леса, тайги, за исполнение их просьб благодарили духов. Вообще у каждого растения и дерева был свой бог. Многие в эту мистику не верили, но сейчас стали призадумываться.
Даже не удэгейцы иногда приезжают и спрашивают, как провести тот или иной обряд. Я то, что знала, рассказывала. Иногда на корни деревьев клали специальные подношения и просили у духа дерева что-нибудь. Даже если ты после этого не нашел в тайге того, за чем пришел, ты должен все равно поблагодарить этого бога. А если нашел, например, женьшень, или подстрелил зверя, то тем более нужно сказать спасибо духу.
Кроме того, мы до сих пор живем дарами леса. Есть люди, которые вырубают деревья в огромных масштабах, ловят очень много рыбы, истребляют зверей, а мы с охоты или рыбалки приносим только минимум, необходимый нам для выживания, чтобы накормить и себя и свою семью. Лес в Приморье очень богат, у нас есть и кабаны, и изюбри, и лекарственные растения.
Мы опасаемся, что нам со временем могут запретить ходить в лес. Кроме того, если лицензия на изюбря будет стоить 60 тысяч рублей, мы не сможем ее купить. Охотиться смогут только те, кто приезжает с деньгами. А мы в лес не попадем, хотя традиционно охотились в этих лесах, чтобы добыть себе пропитание. Самое главное для нас охота, мы живем дарами леса и без них мы погибнем.