НОВОСИБИРСК, 19 мар — РИА Новости, Григорий Кроних. Накануне Международного дня клиента президент новосибирского фонда защиты прав потребителей Евгений Митрофанов рассказал корреспонденту РИА Новости Григорию Крониху, о том, где чаще всего обманывают новосибирского клиента и потребителя, какие новые виды мошенничества появились на рынке услуг в регионе, кто должен платить за капремонт жилья, и у какого производителя стоит покупать колбасу.
Международный день клиента — молодой неофициальный праздник, впервые его отметили 19 марта 2010 года. В этот день продавцы и производители организовывают различные акции, чтобы поблагодарить своих постоянных клиентов и привлечь новых потребителей.
- Евгений, по какому поводу к вам чаще всего обращаются?
— В советское время, когда и были созданы общества защиты прав потребителей, качество колбасы стало притчей во языцах. К сожалению, ситуация на продовольственном рынке только ухудшается. Если говорить конкретно о колбасе, то развитие технологий натуральную составляющую в ней сводят на нет.
При этом в конечном продукте вы никогда не отличите по вкусу или запаху наличие этого мяса или каких-то химических компонентов.
- Но дорогая колбаса, наверное, натуральнее дешевой?
— Нет, за редким исключением каких-то премиум сортов. Поэтому можете по цене не ориентироваться. Как и по надписи "ГОСТ".
- Почему, ведь ГОСТ обозначает определенный состав и технологию производства?
— Дело в том, что никто не следит за соблюдением состава и технологии, это не входит в рамки проверки Роспотребнадзора. Он контролирует наличие кадмия, свинца, ртути и нескольких других вредных веществ – и только. Если их не обнаружено, то продукт проверку прошел.
- Таким "производством" занимаются крупные или мелкие компании?
— Существенную экономию дают большие объемы, этим занимаются, в основном, крупные компании, но у мелких – есть свои "хитрости", поэтому покупать продукты лучше не просто у небольшой компании, но еще и у той, с производством которой ты знаком.
— Общеизвестно уже, что в мороженое производители добавляют пальмовое масло, в газированную воду подмешивают ортофосфорную кислоту, вызывающую жажду. При этом люди привыкли, и натуральная еда им уже кажется пресной, невкусной.
- Что делать?
— Общество должно давить на государственную власть. Когда чиновник отчитывается только перед своим начальником, то это выглядит так, начальник спрашивает: "Сколько проверок провел?". "Двадцать, выявил два административных нарушения, выписал штрафы по 2 тысячи". "Хорошо, — доволен начальник, — нормально месяц закроем". Зачем они будут какие-то сверхусилия предпринимать?..
- В какой еще сфере, по вашему мнению, государство не дорабатывает?
— В сфере ЖКХ, конечно. Всех собственников с августа заставили платить тариф 7,1 рубля с квадратного метра, но это несправедливо, потому что власть не выполнила свою часть обязательств по капремонту. Дело в том, что прежде, чем провести приватизацию жилья, власти должны были его отремонтировать. Более того, мэрия Новосибирска получила на эти цели средства.
В 90-е годы прошлого века жилье было преимущественного ведомственным, и передавалось на баланс мэрии для последующей приватизации. Дома часто были не в лучшем состоянии, и мэрия требовала их отремонтировать. Собственники обычно не хотели связываться с ремонтом, тогда мэрия взяла его на себя, а с собственников брала стоимость этого ремонта. Если бы тогда мэрия жилье отремонтировала, то сейчас проблем было бы меньше.
- Что люди могут сделать в такой ситуации?
У собственников есть два варианта подачи иска. Если они добиваются решения суда о понуждении мэрии выполнить ремонт в объеме, который был необходим на момент приватизации первой квартиры в доме, то у них, по-моему, немного шансов этот ремонт увидеть, ведь у мэрии в бюджете расходы на эти цели не запланированы.
Мне кажется более эффективным иск о взыскании средств на ремонт. В этом случае, при положительном решении суда, средства просто снимаются со счета мэрии. Правда, эти деньги нельзя взыскать в пользу управляющей компании или Совета многоквартирного дома, а только в пользу ТСЖ. Поэтому собственники должны сначала создать ТСЖ, а потом подавать иск мэрии.
- В каких сферах в регионе сейчас чаще встречаются мошенники?
— Например, на рынке установки пластиковых окон. Мошенники дают объявление с ценой втрое ниже нормальной, потом берут с людей предоплату и пропадают. Или один раз приезжают – у них есть один замызганный комплект, его примеряют, говорят, что не подходит и обещают привезти другой. И тут уже исчезают навсегда.
Это представление с приездом они разыгрывают для того, чтобы избежать обвинения в мошенничестве – раз люди что-то делали, то они не мошенники, просто не смогли оказать услугу. Поскольку компания открыта на имя случайного человека, то через суд ничего взыскать не удастся.
Но даже если я подам заявление "бесплатно", взыскать все равно ничего не удастся – этим промыслом тоже занимаются фиктивные фирмы. Серьезные компании такой ерундой не занимаются.
Сейчас растет число мошенничеств с банковскими картами. Например, создается в интернете фейковая страница банка, человек думает, что работает с банком, а это мошенники забирают его деньги.
Вот сейчас подали иск: у дедушки с карты исчезли 100 тысяч, сначала ушли на его же карту МТС, а потом пропали вообще. Как это случилось — не понятно, сам дедушка даже SMS отправлять не умеет.
Был, правда, обратный случай – человек клал деньги на свой счет, засовывал купюры в банкомат, а тот их "зажевал". Банк обещал ущерб возместить. Человек волновался, он посчитал, что недостача порядка 20 тысяч. В результате ему вернули 40, почему – осталось неизвестным, человек выяснять не стал.
- Какие самые необычные случаи были в вашей практике за последнее время?
— Однажды клиенту в фирменном салоне продали за 2 миллиона битую машину – причем марка очень известная. В другом случае в машине тоже известной марки стоимостью около миллиона не работала печка. В дилерском сервисе починить ее не смогли, а поменять машину отказались. Хозяева ездили в ней, как летчики – в шапках, меховых куртках… Они ни продать неисправную машину не могли, ни купить новую.
Через полтора года тяжбы суд отказал в обмене машины на основании экспертного заключения – эксперт решил, что поломка печки в Сибири не является существенным дефектом.
— Все по-разному, но встречаются и недобросовестные – как во всяком деле. И политика компаний – тоже разная в зависимости от первого лица. Кто-то старается решить конфликт, кто-то отказывается платить или менять брак. До меня доходят истории из второй категории. Был случай, когда человек купил телевизор под 100 тысяч рублей. А на экране – пятно темное.
Он отдал его на экспертизу в компанию, оттуда телевизор вернулся не только с пятном, но и с трещиной на этом же месте. А компания заявила, что виноват покупатель, который, доставая телевизор, схватился за это место пальцами: "А в инструкции сказано, что это делать нельзя", — говорят представители (магазина). Но ведь инструкция – внутри коробки, пока телевизор не вытащишь – ее не найдешь.
- Что же делать людям? Чаще обращаться в суды?
— Есть серая зона – от 100 рублей до 15 тысяч, в которой человек задумывается – стоит ли ему год судиться из-за этих денег. Поэтому совет – активнее пользоваться интернетом. Если покупка для вас значимая, прочитайте отзывы о производителе, о продавце товара, времени это требует не много, зато позволит избежать проблем в будущем.