15 марта, начиная с 1983 года, по решению Организации Объединенных Наций, отмечается Всемирный день прав потребителя. В России этот день был впервые проведен в 1994 году, но официально принят в 1996 году — после вступления страны во Всемирную организацию союзов потребителей (Consumers International, CI).
По сложившейся традиции Всемирный день прав потребителя каждый год имеет определенную тематическую направленность.
В 2014 году он пройдет под девизом "Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи" (Fix Our Phone Rights! Justice for mobile consumers).
Акцент на защите прав потребителей услуг мобильной связи выбран не случайно: в 2013 году общее число пользователей этих услуг в мире составило 6,8 миллиардов человек (в 2011 году — 6 миллиардов). Рынок мобильных устройств и сервисов стремительно развивается, постоянно расширяется спектр коммуникационных услуг, растут возможности технических устройств приема-передачи телефонной связи, доступ к которой становится для многих жизненной необходимостью.
В 1890 году в США был принят антитрестовский Закон Шермана — документ, который положил начало формированию законодательной базы для защиты прав потребителей.
15 марта 1962 года состоялось историческое выступление в конгрессе США 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди, в котором он впервые дал определение понятию "потребитель" и выделил четыре неотъемлемых его права: право на информацию; право на безопасность товаров и услуг; право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе; право быть выслушанным.
Зарегистрированное в 1960-е годы в Нидерландах независимое неполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира ‑ Всемирная организация союзов потребителей, впоследствии дополнила Кодекс потребителя еще четырьмя постулатами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
В 1973 году Европейский союз на 25-й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей.
9 апреля 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Основным принципом, заложенным в концепцию документа, явилось признание потребителя в качестве наиболее слабой (экономически и информационно) стороны в отношениях с предпринимателями‑изготовителями и продавцами товаров и услуг.
В 2012 году Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) начала работу по обновлению Руководящих принципов ООН по защите прав потребителей.
В СССР в 1989 году была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне — Федеральная антимонопольная служба, ФАС), а также региональные и республиканские общества потребителей.
В декабре 1990 года был создан Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ).
22 мая 1991 года появился первый законодательный акт, защищающий права советских потребителей ‑ Закон СССР "О защите прав потребителей", который так и не успел вступить в силу в связи с распадом Советского Союза.
7 февраля 1992 года в России был принят федеральный закон "О защите прав потребителей", закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги. Основные права потребителей, прописанные в законе: право на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, право получение информации о товаре и его изготовителе, а также право на государственную защиту интересов потребителя.
В 1993 году при Комитете Российской Федерации по торговле была образована Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Полномочия Госторгинспекции включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
С 2004 года контроль выполнения законодательства в сфере защиты прав потребителей стала осуществлять Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Роспотребнадзор находится в непосредственном подчинении Правительства России.
Важным элементом формирования эффективной системы защиты прав потребителей в России призван стать государственный доклад, который согласно постановлению Правительства РФ от 5 апреля 2012 года должен ежегодно разрабатываться в целях обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений потребителей и населения России объективной, систематизированной информацией о результатах федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей.
Для защиты потребителей финансовых услуг при Центробанке создан специальный экспертный совет по защите прав потребителей при Службе Банка России по финансовым рынкам.
По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в 2012 году, подавляющее большинство россиян (91%) не знали, какие организации занимаются защитой прав потребителей. Защищенными чувствовало себя чуть более трети потенциальных потребителей (38%). Всего 4% считали, что защищены полностью. Наиболее оптимистичной оказалась молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников