Мачу-Пикчу — загадочный город инков, скрытый высоко в Андах. Он был случайно обнаружен в начале прошлого века ученым и авантюристом Хайрамом Бингхемом (Hiram Bingham), а его история напоминает историю легендарного Эльдорадо. Впрочем, есть и принципиальные отличия. Если последний — всего лишь легенда, то Мачу-Пикчу реально существует. И если об Эльдорадо слышали все, то о Мачу-Пикчу до его обнаружения не было никаких упоминаний ни в испанских, ни в инкских источниках.
Как мог столь большой и красивый город остаться неизвестным испанцам, которые захватили, исследовали и перестроили все города Империи инков? Это загадка, которая заставляет нас додумывать его историю. И воображение, конечно, рисует самые фантастические версии — ведь если уж придумывать, то что-то интересное. Скучно думать, что это был самый обычный город.
К тому же — и вот еще одна загадка и повод для фантазий — Мачу-Пикчу был покинут своими жителями. Ну и, наконец, здесь слишком мало жилых строений — в основном храмы и дворцы знати. Ученые делают из этого простой, но интригующий вывод — это и был не совсем обычный город, а скорее что-то вроде духовного центра и одновременно научной лаборатории. Аналог наших Сколково, Сергиева Посада и Ново-Огарево в одном флаконе.
Загадки плюс фантастические пейзажи — вот рецепт популярности Мачу-Пикчу, который в 2007 году получил статус одного из семи новых чудес света.
Забавно, но подобно тому, как Христофор Колумб до конца своих дней был убежден, что открыл путь в Индию, Бингхем считал, что нашел руины совсем другого города — Вилькабамбы, которая и была целью его экспедиций в Южную Америку. Про Вилькабамбу было известно только, что город этот был построен инками в 1537 году в труднодоступном месте в джунглях в качестве новой столицы, вместо Куско, к тому времени уже захваченному испанцами. Здесь инки еще четыре десятилетия держали оборону от наседавших испанцев, и даже приручили лошадей и освоили мушкеты.
Только в 1955 году другой американский исследователь Виктор фон Хаген (Victor Wolfgang von Hagen) в своей книге "Путь солнца" доказал, что Мачу-Пикчу никак не может являться Вилькабамбой: он обнаружил расхождения между оставшимися у испанцев описаниями последнего и планировкой Мачу-Пикчу.
Что интересно, Вилькабамбу — или по крайней мере то, что современные ученые ею считают, — открыл тоже Бингхем примерно в сотне километров к северо-западу от Мачу-Пикчу. Впрочем, обнаружив несколько строений в джунглях, он не обратил на них внимания, поскольку был уверен, что это какой-то незначительный населенный пункт. То, что найденные Бингемом дома — только малая часть огромного мегаполиса, за четыре века скрывшегося под зарослями, обнаружили уже только его последователи. Всего же за три недели своей экспедиции Бингхем сделал четыре важнейших открытия.
А вот настоящее название Мачу-Пикчу, под которым город был известен инкам, не выяснено до сих пор. Мачу-Пикчу — это всего лишь современное название этого места. В переводе с кечуа оно означает "старая вершина" — так индейцы называют одну из двух гор, у подножия которой стоит этот город. Вторая гора, чуть ниже, соответственно называется Уайна-Пикчу, то есть "новая вершина".
Впрочем, то же самое можно сказать о самом народе инков. Ведь Инкой называли верховного правителя империи, а слово "кечуа" — более позднее название их языка. Самоназвание же этого народа, управлявшего огромной империей, до нас тоже не дошло.
Первооткрыватель-любитель
Сама личность первооткрывателя потерянного города тоже достойна отдельного упоминания. Родился он на Гавайях в семье протестантского священника и был его единственным сыном. В 12 лет, сняв с банковского счета отложенные на учебу в колледже 250 долларов, Хайрам пытался сбежать из дома в Нью-Йорк: он собирался стать исследователем Африки. Но в последний момент юный первооткрыватель был пойман родителями, и то лишь благодаря тому, что пароход не вышел из Гонолулу в назначенное время.
Хотя ученый был женат на наследнице знаменитого ювелирного дома Тиффани, сам он не относился к богачам — например, для своей экспедиции он продал унаследованную родительскую недвижимость на Гавайях.
В путешествии его сопровождали некий Карраско, сержант перуанской армии, и простой местный фермер Мельчор Артеага — последнему Бингхем заплатил перуанский серебряный соль — неплохие деньги по тем временам, это примерно доход перуанского крестьянина за три-четыре месяца работы. Артеага довел Бингхема до местной семьи, у которой на территории Мачу-Пикчу был какой-то свой небольшой земельный надел. Крестьяне же дали иноземцу в сопровожатые своего сына.
В своей экспедиции Бингхем ориентировался на слухи о том, что где-то поблизости есть древние развалины. Забавно, что относительно именно этого места он был настроен скептически: перед своим знаменитым восхождением на Мачу-Пикчу ученый даже не прихватил с собой ни продуктов, ни палатку — не думал, что идет сюда надолго.
А вот еще один забавный факт: в силу своего небольшого опыта Бингхем не сразу и понял значение своего открытия (как это потом произошло с Вилькабамбой). Сопровождавший его коллега по университету в дневнике экспедиции сделал такую пометку за тот день: "Особо писать нечего".
Бингхем же стал на родине героем и даже в какой-то момент занимал пост сенатора. Очень почитают его и в Перу, а столетие его замечательного открытия широко отмечалось по всей стане.
Безлошадная архитектура
Большинство современных ученых склоняется к мысли, что Мачу-Пикчу был построен в 1450-1460-е годы инкским императором Пачакути в качестве резиденции. Город был закрыт для доступа посторонних, однако надежная дорога связывала его с самыми удаленными уголками империи. Инки, конечно, умели выбирать места, причем их вкусы, судя по всему, не слишком отличались от наших — город скрывается в ложбине между двумя горами.
До строительства новой дороги в XX веке в Мачу-Пикчу можно было попасть только по "тропе инков". Но и она в свое время не привела сюда испанцев, так как была слишком крутой, труднопроходимой, да еще и заросла деревьями. У инков не было лошадей, соответственно они могли позволить себе по-настоящему отвесные дороги, тяжелые даже для путника без груза.
Мачу-Пикчу подпоясан полукружием террас, предназначенных для посевов кукурузы и зерновых. Такие террасы встречаются по всей территории бывшей империи инков. Местность в Перу гористая — Анды как-никак, — поэтому индейцам и приходилось прибегать к таким ухищрениям. Для постройки террас в горы поднимали плодородную землю, их укрепляли камнями, а под слоем земли делали дренаж — целое искусство. Возможно, именно поэтому построенные с таким трудом террасы стоят до сих пор и часто даже используются по прямому назначению.
Фон Хаген подсчитал, что террасы Мачу-Пикчу могли прокормить около 500 человек. Скорее всего, здесь жило больше, около 750, а это значит, что город получал ресурсы из внешнего мира. А когда империя оказалась ослаблена, кормить Мачу-Пикчу стало некому да и незачем. И люди покинули город.
Благодаря своей затерянности в джунглях Мачу-Пикчу сохранился полностью и дает представление о том, какие города строили инки. Крыши их строений имели характерную треугольную форму, а сверху были покрыты соломой. Солома, конечно, до наших дней не дожила, а то, что можно увидеть сегодня, сделано специально для туристов.
Интерьеры домов и их внешность были вполне себе спартанскими — здесь не встретишь никаких украшений, резьбы по дереву, скульптур. Каменный "шарнир", на который с помощью кожаных ремней крепились ворота — вот одна из немногих архитектурных деталей, которые можно тут обнаружить.
Построен город из огромных валунов, некоторые из которых достигают веса в 14 тонн. Достаточно вспомнить, что Мачу-Пикчу расположен высоко в горах (примерно на уровне 3,5 километрах над уровнем моря), чтобы представить, скольких усилий стоило его строителям осуществить столь дерзкий замысел. При этом многие стены возведены из камней различной формы, но они пригнаны друг к другу так искусно, что даже цемент строителям был не нужен.
В Мачу-Пикчу сразу несколько любопытных храмов. Один из них находится на площади в центре. Это Храм трех окон, выходящих строго на восток. Ученые предполагают, что окна были нужны для астрономических наблюдений и определения времени года — климат здесь довольно ровный, отличить один сезон от другого непросто, поэтому и нужен был этот своего рода астрономический календарь: в разное время года солнечный свет по разному проникал в окна и, видимо, падал на какие-то деления на полу.
Кстати, интересно, что все окна в Мачу-Пикчу имеют форму равнобедренной трапеции. Такой же формы — слепые ниши, в которых, возможно, стояли какие-то культовые статуэтки или украшения. Такая форма окон, неизвестно как появившаяся, характерна для перуанской архитектуры до сих пор.
С интиуатаной связан главный туристический аттракцион Мачу-Пикчу — если подержать руки на расстоянии 5-10 сантиметров от камня, ладони чувствуют тепло и легкие покалывания (в этот момент главное — не отвлекаться на грозные свистки смотрителей, которые вообще-то подобные вольности не любят). В сочетании со странной формой это дает простор для фантазий о загадочном, может быть даже инопланетном происхождении камня. Но на самом деле все объясняется просто: камень содержит кварц, который накапливает солнечную энергию.
Ну а в нижней части Мачу-Пикчу находится Храм кондора — на полу "лежит" распростертое каменное изображение головы и шеи птицы, а две стены образуют его крылья. В голове хищника можно разглядеть отверстие, через которое, предположительно, кровь жертв стекала в подземную камеру.
Помимо основного города, Мачу-Пикчу окружают еще горные постройки. Например, можно подняться на Уайна-Пикчу, только на нее надо брать отдельный билет.
Довольно быстро Мачу-Пикчу завоевал популярность среди туристов — уже в 1948 году сюда открыли мощеную дорогу, кстати, открывать ее приезжал сам Бингхем. Дорога начинается от городка Агуаскальентес, где заканчивается протянутая от Куско ветка "железки". От Агуаскальентеса до Мачу-Пикчу можно доехать уже только на специальном туристическом автобусе, почти час петляющем на крутых виражах. Монополия дает о себе знать: билет на него стоит 15 долларов (туда-обратно). Впрочем, можно прогуляться по "тропе инков", но это удовольствие не для слабаков (и не для тех, у кого нет лишних нескольких часов). Ну а автомобили сюда не пускают.
Еще 45 долларов стоит сам билет, причем покупать его лучше заранее, за пару дней до предполагаемого посещения руин — в день сюда пускают только 2 тысячи человек. В поезде мы встретили двух американок, которые ехали на Мачу-Пикчу второй раз: в первый они попросту не сумели достать билеты. Более того, сейчас ЮНЕСКО требует от перуанских властей сократить квоту до 800 человек в день. Ранее эта же авторитетная организация выступила против строительства канатной дороги из Агуаскальентеса до Мачу-Пикчу, что привело бы к увеличению турпотоков.
Но даже несмотря на обилие туристов, здесь очень красиво и тихо — особенно если удастся попасть утром или вечером.
Дмитрий Виноградов