Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта, председатель Общественной организации защиты прав человека и потребителя "Защита" Сергей Нагорный рассказал РИА Новости, в каких сферах обслуживания в Приморском крае чаще нарушают права потребителей, что делать, если продавец не реагирует на жалобы, и о том, что причина нарушений коренится в морали предпринимателей.
Все новости региона читайте на РИА Новости Владивосток >>
Проблем, связанных с нарушением прав потребителей, много во всей сфере торговли и услуг. Однако самые частые случаи в Приморье происходят в трех ее сегментах: это торговля бытовой техникой, туризм и финансовые услуги — кредиты, страхование и все, что с этим связано.
В том, что касается туризма, нередки случаи, когда, купив путевку, по которой обещано проживание в пятизвездочной гостинице, потребитель оказывается в трехзвездочной, да еще и программа пребывания отличается от обещанной. По возвращении турист просит уменьшить стоимость поездки и вернуть часть денег, но турфирма ему либо отказывает, либо соглашается вернуть деньги, но затягивает этот процесс почти до бесконечности.
Потребители также не всегда знают, с каким именно требованием они имеют право обратиться к продавцу в случае нарушения своих прав. А здесь все зависит от конкретного случая. В некоторых ситуациях это может быть отказ от договора на предоставление услуги, иногда просто обмен товара либо устранение недостатка.
Ежегодно наша организация проводит до трех тысяч консультаций и участвует в рассмотрении минимум 150 судебных исков. В подавляющем большинстве случаев решение выносится в пользу потребителя, если тот своевременно обратился за помощью. Однако нередко потребители неграмотны в плане защиты своих прав и пытаются решить спор с продавцом, рассчитывая на его порядочность, хотя лучше с ними говорить на языке закона.
Один из примеров: если вам в магазине продали некачественную бытовую технику, стоит не просто сказать об этом продавцу, но и зафиксировать свою претензию в письменном виде. Тогда у вас будет доказательство на случай, если предприниматель так и не отреагирует на претензию. После этого можно обращаться в суд — и этого не нужно бояться, такие дела обычно рассматриваются от двух до четырех месяцев.
Если суд вынесет решение в пользу покупателя, чьи права были нарушены, можно рассчитывать не только на возмещение стоимости товара. Недобросовестного продавца ожидает выплата неустойки и штрафа за неудовлетворение требований потребителя.
Сложно сказать, как можно в корне решить проблему нарушения прав потребителей. Причина возникновения таких ситуаций коренится в морали населения, в том числе предпринимателей. На деле же, думаю, нужно научить людей защищать свои права и чаще информировать их о том, как и где они могут быть нарушены. Потому что до тех пор, пока рядовые покупатели и потребители услуг остаются юридически неграмотными, они не застрахованы от обмана со стороны нечестных продавцов и бизнесменов.