Рейтинг@Mail.ru
Пилот группы "Русь": за женщинами в высшем пилотаже будущее - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пилот группы "Русь": за женщинами в высшем пилотаже будущее

© Фото : предоставлено пресс-службой пилотажной группы "Русь"Анатолий Марунько
Анатолий Марунько
Читать ria.ru в
Дзен
Чем живет "Русь" и как взаимодействует с Министерством обороны, почему группа не полетела в олимпийский Сочи, но готова посвятить олимпийским победам России новую фигуру высшего пилотажа и есть ли шанс создать в РФ женскую пилотажную группу, в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской рассказал ведущий пилот группы Анатолий Марунько.

"Русь" — единственная российская группа высшего пилотажа с мировой известностью, не входящая в состав ВВС России и не поддерживаемая государственными средствами и активами, вот уже более 25 лет выполняет пилотаж "на чистом энтузиазме".

Чем живет "Русь" и как взаимодействует с Министерством обороны, почему группа не полетела в олимпийский Сочи, но готова посвятить олимпийским победам России новую фигуру высшего пилотажа и есть ли шанс создать в России женскую пилотажную группу, в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской рассказал ведущий пилот группы Анатолий Марунько.

— Анатолий Михайлович, как появилась группа высшего пилотажа "Русь" и на чем она держится?

— Вяземский учебный авиационный центр (ВУАЦ) создавали для того, чтобы готовить летчиков резерва. В советские времена было около 30 таких центров. Во времена Гайдара они были сокращены, а Вязьма осталась только благодаря энтузиазму людей. Вяземскому центру также помогло сохраниться создание пилотажной группы "Русь". Работа летчика-инструктора — учить, учить, учить — это немного рутинная работа, хоть и в воздухе. А когда создали эту группу, появилась "отдушина". Здесь летчик может совершенствоваться, делать то, что другие пилоты не могут, и адреналин получать. Мы за это взялись и сделали. Хотя были и потери, было очень тяжело — таких групп в России не было, опыта не было. У нас были только зарубежные видеоматериалы, но учиться было не у кого. Слетывались сами.

— Почему назвали именно "Русь"?

— Все очень просто — мы создавались в период распада СССР, и так получилось, что у нас остались в одинаковой пропорции русские, украинцы и белорусы. Мы решили сделать объединенную группу — получилась "Русь".

— Свой нынешний облик пилотажная группа обрела совсем недавно. Пилоты участвовали в разработке дизайна? Почему именно такое цветовое решение?

— Мы голову сломали, когда его придумывали. Конечно, летчики принимали участие, нам помогали дизайнеры. Мы думали, какой цвет выбрать, синий есть — это "Голубые Ангелы" (Blue Angels), красный — "Красные Стрелы" (Red Arrows) и так далее. Мы решили сделать основной цвет темным, потому что самолеты у нас небольших габаритов, и на светлом небесном фоне он лучше выделяется, не сливается с фоном. Так более зрелищно. Мы выбрали черный с золотом.

Дизайнер нам подсказал посмотреть древнюю литературу. Мы выяснили, что черный бархат и золото — это исконно русские цвета.

А завитушки на киле — хохлома. Мы называем ее "вязь", потому что мы из Вязьмы. Мы и фигуру такую придумали — "завитушки". Это наш бренд.

© Фото : предоставлено пресс-службой пилотажной группы "Русь"/ Сергей МухамедовДва самолета Л-39 в небе
Два самолета Л-39 в небе

— Как родилась идея исполнять фигуру "сердце", которую так любят зрители?

— Первую фигуру высшего пилотажа — петлю — выполнил Нестеров, все остальное — это плагиат, интерпретация данной фигуры. Можно выполнять обратную петлю, круглую, косую и так далее. Что касается "сердца", мы подсмотрели, что делают зарубежные группы, у которых колоссальный опыт. Основная наша задача — придумать, как это сделать. Нужны долгие тренировки на земле, важно рассчитать пропорции, продумать технику. Наши самолеты имеют малую тяговую вооруженность, а чтобы сделать сложную фигуру, нужен большой расход рулей и тяга двигателя. Такой самолет предназначен в большей степени для подготовки летчиков, а не для высшего пилотажа, хотя его можно делать.

— То есть это аналогично новым самолетам Як-130, которые используется как учебно-боевые?

— Як-130 на голову выше нашего самолета Л-39, у него очень большая тяговооруженность. На нем наверняка проще делать фигуры. А нам, чтобы сделать петлю, нужно разогнать самолет и иметь определенный запас скорости. Для этого нужно "отойти" повыше, а люди не могут ждать, пока самолеты наберут высоту, им интересно сразу все видеть, отсюда родилась идея делать одиночный пилотаж, который занимает паузы, пока группа набирает высоту.

— Не поступало ли вам от Минобороны предложение по обучению пилотов для новой группы, которую формируют для Як-130?

— Нет, не поступало. Мы пытались предложить свои услуги, но нам ответили, что хватает своих летчиков.

— А в случае мобилизации будут ли ваши ресурсы использоваться?

— Мы выходили к главкомату с инициативой готовить офицеров резерва. В НАТО, к примеру, такая практика есть. Нам ответили, что у нас не хватает авиапарка.

— Когда группу "Русь" создавали, в нее входило десять самолетов Л-39 (девять — для группового пилотажа и один — для одиночного), но сейчас число машин уменьшилось. Почему? Не хотите ли вернуться к историческому количеству?

— Все определяют финансы, других причин не существует. Раньше мы финансировались государством, были дотации на авиацию через управление ДОСААФ, к которому мы относимся. Даже после распада СССР дотации были. Затем наше управление преобразовали, а государство от нас отделилось и прекратилось финансирование. Сами выжить мы не можем — мы не коммерческая организация.

Ремонт одного такого самолета стоит более 30 миллионов рублей — этого не выдержит ни одна подобная организация. Пилотажные группы за рубежом поддерживаются инвесторами, это или частная компания, как Breitling, или государственные — как "Красные стрелы". Сами по себе группы существовать не могут, но мы пытаемся. Надо развиваться, пополнять личный состав, должны приходить новые пилоты.

— Что нужно, чтобы стать пилотом группы "Русь"?

— Людей, интересующихся пилотажем много. Чтобы стать нашим пилотом, нужно иметь крепкое здоровье, желание и способности. Но важно понимать, что мы не гражданский флот, не Минобороны и больших денег у нас не заработаешь.

— Есть ли шанс, что в обозримом будущем создадут женскую пилотажную группу?

— У нас в настоящее время учатся две девушки, одна летает самостоятельно на нашем самолете. Целая группа — это не просто, но на сегодняшний день участие их в показах возможно. А со временем, может, и группа появится. Более того, девушки, которые приходят учиться, более крепкие физически, они выдерживают полеты и перегрузки лучше, чем мужчины, и более приспособленные. За такими будущее. Парни ведь все бравируют, а девушки просто садятся и летают.

— На что живет "Русь"?

— Мы живем только за счет показов, и у нас есть друзья, которые нас немного спонсируют. Ещё обучаем гражданских людей пилотированию, у нас есть лицензия.

— Что касается спонсорства, в прошлом году вы презентовали новую фигуру — "Золотая бочка", и вас обвинили в том, что вы "продались" одноименной компании. К вам обращаются с такими предложениями?

— Мы обращаемся. Но пока это не очень модно в России, за рубежом — это принято. Хотя наши попытки бывают успешны. Иногда нам помогают те, кто приходит обучаться. А со стороны взять какую-то компанию не получается. Наверное, из-за недоверия.

Недавно некоторые компании стали приглашать на корпоративы. Мы ведь можем "скрутить" любую фигуру, хотите — покажем наше традиционное "сердце", а хотите — логотип вашей компании.

—  А как обстоят дела у ваших иностранных коллег?

— Я был гостях у Breitling, у них аналогичное базирование — они базируются на военном аэродроме, но с них денег не берут вообще, хотя это частная группа.

Мне объяснили, что они рады, что подобная группа существует на их базе. Единственное, за что они платят, — это съем двух ангаров, где самолеты хранятся. Нам бы так жить!

Мы пытались через ДОСААФ (наш административный орган) с Министерством обороны заключить контракт на подготовку летчиков, ведь не использовать такой ресурс глупо, но нам пишут, что в услугах ДОСААФ не нуждаются. Мы писали много писем и в Минобороны, и в Генштаб, и вице-премьеру Дмитрию Рогозину — ответ один и тот же: "Вы принадлежите ДОСААФ, это их функция".

 Не было ли идеи с вашими иностранными коллегами — Breitling или "Балтийскими пчелами" — создать совместный проект, ведь вы летаете на одних моделях самолетов — Л-39?

— Было бы оригинально. Мы летали на салоне в Киеве с харьковской группой. Летели девяткой: они — четверкой на Л-29, а мы — пятеркой на Л-39 — все были восхищены.

Еще мы делали совместный проект с "Мрией" (самолет Ан-225 — прим ред) в Киеве. Мы делали флаг Украины дымами и сопровождали "Мрию" по обеим сторонам.

— На каких мероприятиях в этом году можно будет увидеть вашу группу?

— В день 80-летия со дня рождения Юрия Гагарина (9 марта) мы выступали в Гагарине, 12 апреля мы приглашены в Саратов на место его приземления. В июне приглашают Великий Новгород и Минск, зовет Пермь на "Крылья Пармы". Как авиационная столица России, Ульяновск сейчас проводит ежегодные мероприятия — нас туда тоже позвали. В этом году нас приглашают в Нижний Тагил на полигон, где демонстрируют танки. В 2015 году там снова будет проходить международная выставка вооружений Russian Arms Expo — там тоже предлагают выступить. Нас каждый год приглашают на военно-морской салон в Петербург. Возможно, полетим на гидроавиасалон в Геленджик.

ДОСААФ в этом году проводит агитперелет в честь юбилеев Гагарина и Чкалова — мы в плане есть.

— Проходила информация, что ваша группа на Олимпиаде в Сочи может выступить и продемонстрировать в небе фигуру из пяти колец — чем закончилась эта история, почему не сложилось?

— Мы обращались с предложением к Александру Жукову. Оргкомитет Сочи нам ответил, что это было бы здорово, но за свой счет. Исполнить в небе разноцветные олимпийские кольца было нашей идеей, мы все подготовили, тренировались у себя на базе, но больше нигде этого не показывали, потому что нужно было это делать именно в Сочи.

— Фигуры высшего пилотажа во многом напоминают элементы, которые выполняют на льду спортсмены-фигуристы. На Олимпиаде в Сочи наша сборная по фигурному катанию собрала медали всех достоинств, да и сама олимпийская сборная страны стала лучшей в неофициальном командном медальном зачете Игр. Не хотите ли посвятить этому событию новую фигуру высшего пилотажа, учитывая, что вы постоянно пополняете программу новыми?

— В свое время наш оператор помог нам снять клип, где параллельно идут зимние виды спорта (фигурное катание, слалом и другие) и фигуры высшего пилотажа — это, действительно, похоже.

А насчет исполнения новой фигуры в честь наших олимпийцев — отличная идея, мы подумаем. Многое можно "повторить", например, прыжки с трамплина или то, что делают лыжники-фристайлисты. Мыслей у нас много, возможности есть, но процесс ограничивается топливом. К примеру, подъем группы для тренировки — это примерно 150 тысяч рублей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала