БАЛИ (Индонезия), 12 мар — РИА Новости, Михаил Цыганов. Представители примерно 15 стран участвуют в поиске пропавшего Boeing 777-200 компании Malaysia Airlines (MAS) с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту: в среду к спасательной операции присоединились Индия и Япония, а через день ожидается подход кораблей с Тайваня, сообщают региональные СМИ.
Сама зона операции, которая продолжается уже пятый день, расширена и теперь охватывает территорию Вьетнама на восток и Андаманское море на запад от места исчезновения с экранов радаров.
В отсутствие какого бы то ни было прогресса в ходе беспрецедентной поисково-спасательной операции СМИ, а порой даже сами участники поисков, все чаще начинают задавать не слишком приятные для малайзийской стороны вопросы.
Версии
"Возможно, кто-то на борту купил страховку на огромную сумму, чтобы ее получила его семья, или кто-то задолжал кому-нибудь столько-то денег", — пояснил он.
Участники поисковой операции
К поискам подключилась даже базирующаяся в Вене Подготовительная комиссия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, занимающаяся созданием глобальной системы мониторинга для обнаружения и идентификации ядерных взрывов. Однако проведенный ее станциями в регионе инфразвуковой анализ не нашел ничего, что могло бы оказать помощь в поиске пропавшего самолета, говорится в ее заявлении.
Американская корпорация DigitalGlobe Inc выложила накануне спутниковые снимки площади в более чем 3,2 тысячи квадратных километров в зоне поисков, предложив добровольцам детально их изучить. "Даже если мы ничего не найдем, то это станет указанием на то, что там может ничего и не быть", — сказал основатель компании Шэй Хар-Ной (Shay Har-Noy). По заявлению DigitalGlobe, в поисках участвуют не менее 600 тысяч волонтеров — однако пока без всякого успеха.
В Малайзии поступили иначе: обратились к колдунам. Как сообщает малайзийская газета Star, в аэропорту Куала-Лумпура появился хорошо известный в королевстве шаман Мат Зин (Mat Zin), утверждавший, что его пригласил туда "один из высших лидеров страны". В любом случае, министр при департаменте премьера Джамил Хир Бахаром (Jamil Khir Baharom) не увидел в этом ничего странного, потребовав лишь, чтобы "методы (колдуна) соответствовали учениям ислама". Шаман, правда, помог не сильно: по его мнению, самолет либо упал в море, либо все еще находится в полете…
Совместные действия 42 кораблей, 35 самолетов, десятков спутников, сотен рыболовецких судов, наземных станций мониторинга, сотен тысяч "кибердобровольцев" и даже колдунов пока не дали ни малейшего результата: не обнаружено даже самого крошечного обломка пропавшего авиалайнера и ни капли топлива из его баков.
История исчезновения
Авиалайнер национальной малайзийской авиалинии с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, совершавший рейс из столицы Малайзии Куала-Лумпура в Пекин, пропал с экранов радаров в 02:40 субботы по малайзийскому времени (22:40 пятницы мск), не подав никаких сигналов о неполадках на борту, других проблемах или смене курса.
В момент последнего контакта — буквально за минуту до вхождения в воздушную зону управления Вьетнама — он находился в 220 километрах от восточного побережья королевства. Погода в районе была хорошей, самолет прошел проверку за 12 дней до исчезновения. Воздушным судном управляли опытные летчики, которые налетали тысячи часов.
Малайзийская сторона не раскрывает данные о переговорах самолета с диспетчерами в аэропорту Куала-Лумпура, однако сингапурская Straits Times пишет со ссылкой на заявление посла Малайзии в КНР, что последним сообщением с борта было: "Все в порядке, спокойной ночи".
Однако через день малайзийская газета Berita Harian уже уверенно заявила о том, что пропавший авиалайнер был зафиксирован радаром базы Королевских ВВС в Малайзии на западном побережье Малаккского полуострова. "Военный радар зафиксировал разворот самолета на обратный курс, что и вызвало расширение зоны поисково-спасательной операции с тем, чтобы она охватила окрестности острова Пинанг", — процитировала она главкома. Сам же Дауд вновь пояснил на следующий день, что, действительно, ВВС не исключали возможности того, что пропавший самолет развернулся перед исчезновением с экранов радаров, однако не утверждали, что произошло именно это.
Замминистра транспорта и главный координатор поиска со стороны Вьетнама Фам Куй Тьеу (Pham Quy Tieu) заявил, что в день исчезновения самолета вьетнамская сторона заметила его разворот, но Малайзия никак не отреагировала на это сообщение. Он добавил, что Ханой приостанавливает часть поисковых операций, ожидая ответа Куала-Лумпура на направленные ему ранее запросы.
Документы пассажиров
MAS первоначально подтвердила, что на борту пропавшего самолета находились 154 пассажира из КНР и Тайваня, 38 малайзийцев, семь индонезийцев, шесть австралийцев, пять индийцев, четверо французов, трое граждан США, по двое новозеландцев, украинцев и канадцев, по одному гражданину России, Италии, Нидерландов и Австрии. Однако быстро стало известно, что двое числившихся первоначально в списках пассажиров злополучного рейса — австриец Кристиан Козил и итальянец Луиджи Маралди — на самом деле, находятся у себя дома. Оба они заявили до этого, что в Таиланде у них украли паспорта.
После этого встал вопрос о том, почему паспортные данные пассажиров не были сверены с базой украденных паспортов Интерпола.
Министр внутренних дел Малайзии Ахмад Захид Хамиди (Ahmad Zahid Hamidi) в понедельник обрушился на сотрудников иммиграционной службы. "Я никак не могу взять в толк, почему они неспособны думать: (как могут) итальянский и австрийский пассажиры иметь азиатские черты лица?" — спросил он.
Но на следующий день после тщательного изучения записей видеокамер наблюдения глава департамента гражданской авиации Малайзии Азхаруддин Абдул Рахман (Azharuddin Abdul Rahman) уже отрицал, что пассажиры с украденными паспортами "похожи на азиатов".
После Интерпол объявил, что паспортами австрийца и итальянца воспользовались два иранца: 18-летний Пуриа Нур Мохаммад Мердад (Pouria Nour Mohammad Mehrdad) и 29-летний Делавар Сейед Мохаммад Реза (Delavar Seyed Mohammad Reza). По мнению международной правоохранной организации, они, скорее всего, не имели отношения к террористам (хотя полностью сбрасывать со счетов такую возможность еще рано), а направлялись в Европу как нелегальные мигранты.
Однако остается непонятным: как могли сотрудники малайзийской иммиграционной службы пропустить на самолет 18-летнего иранца с паспортом 60-летнего австрийца?
Нарушения во время полета
Новым ударом для малайзийской стороны стало интервью австралийского Channel Nine TV с некоей Джонти Роос (Jonti Roos), которая утверждала, что в декабре 2011 года во время перелета из таиландского курорта Пхукет в Куала-Лумпур она с подругой провела все время полета в кабине экипажа, куда их пригласили сами пилоты. Одним из них, по словам девушки, был тот самый второй пилот Фарик Абдул Хамид. Роос добавила, что пилоты во время полета курили в кабине, а также фотографировались вместе с гостьями. Она предоставила телеканалу фото, где оба пилота запечатлены с девушками, примеряющими их форменные фуражки.
Между тем, допуск пассажиров в кабину пилота категорически запрещено после терактов 11 сентября.
"Мы не в состоянии подтвердить подлинность фото и видео предполагаемого инцидента. Мы находимся в самом разгаре кризиса и не хотим, чтобы наше внимание отвлекали", — говорится в ответном заявлении MAS.