Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Журнал The Times Higher Education обнародовал репутационный рейтинг вузов в 2014 году. МГУ имени Ломоносова вошел в шестой десяток сотни вузов, которые, по версии Times, пользуются самой высокой репутацией в мире. В прошлогоднем рейтинге МГУ был на 50 месте.
Путешествие МГУ по турнирной таблице
В прошлом году МГУ был 50-м. В этом он числится в десятке вузов, занявших места с 51-го по 60-е. После 50-го места вузы рейтингуются Times не индивидуально, а десятками.
В 2012 году МГУ вообще не попал в рейтинг. А в 2011 году, когда впервые был составлен этот рейтинг, МГУ занял в нем 33-е место.
Если сравнивать с 2011 годом, то МГУ понес существенные репутационные потери. Если сравнивать с 2013 годом, то потери несущественные. Если сравнивать с 2012 годом, то за два последних года произошло весьма существенное укрепление международной репутации МГУ, который закрепился в середине ТОП-100 самых престижных вузов планеты.
Переход из первой полусотни в шестой десяток – в рамках колебаний позиций других вузов в этом рейтинге. Оксфорд в этом году вывалился из первой тройки, Токийский университет – из первой десятки, а, например, Сиднейский университет провалился с 49-го места аж в седьмой десяток. Жизнь не стоит на месте.
Репутация как побочный продукт
Мировой рейтинг репутации вузов (World Reputation Ranking), о котором идет речь, по словам его составителей, – всего лишь "побочный продукт" их главного продукта – ежегодного Международного рейтинга вузов (the annual World University Rankings).
Сначала журнал The Times Higher Education выпускает в начале октября очередной рейтинг вузов, а спустя полгода, в начале марта, – рейтинг репутации вузов.
Разница между ними в том, что если рейтинг вузов составляется на основе главным образом объективных показателей (численных характеристик состава студентов, профессорско-преподавательского состава, индекса цитирования и т.п.), то репутационный рейтинг – скорее соцопрос.
Опрашиваются причастные к образованию и науке люди в 150 странах мира, которым задают целый набор вопросов по всем направлениям университетской жизни. Например, такой вопрос: "В какой университет вы послали бы наиболее талантливых выпускников, чтобы они попали под надзор самых лучших научных руководителей?" (в привычных нам терминах спрашивается, где лучше всего аспирантура).
География опроса
По мнению журнала The Times Higher Education, география опроса у них "хорошо сбалансирована".
Так, 25% его их респондентов живет и работает в Северной Америке, 19% – в Западной Европе, 13% – в Азии, по 10% – в Океании и Восточной Европе, 5% – на Ближнем и Среднем Востоке, 4% – в Южной Америке.
Ясно, что какова география вопросов, такова будет и география ответов. Мало кому из респондентов Times придет в голову мысль об аспирантуре, например, в Томском политехническом университете, хотя объективно это крепкий вуз с более чем столетней и прекрасной историей.
В этом "побочном" рейтинге Times будут лидировать одни те же американские и британские вузы. А то, что МГУ держится там в середине первой сотни, лишь свидетельствует о том, что наш главный университет знают и уважают во всем мире, наверное, даже на островах Полинезии.
Уважать – не значит ценить
Совсем иную позицию занимает МГУ в "главном" рейтинге Times – World University Rankings. Там он блуждает в третьей сотне.
Самые известные в мире рейтинги вузов составляют по одной методике. Учитываются инфраструктурные показатели университета, показатели качества деятельности студентов и преподавателей, а также вклад университета в науку и инновации.
Например, в "главном" рейтинге Times, о котором говорил Садовничий, суммарный удельный вес науки, исследований и инноваций в конечной оценке вуза составляет 62,5%. А качество студентов и преподавателей – всего 7,5%.
Такой же подход у составителей других международных рейтингов. Вузовская наука, цитирование, инновации меньше трети баллов при оценке вуза не дают, часто больше. Наши университеты проигрывают не потому что у нас профессора и доценты с аспирантами хуже, а потому, что наукой у нас в стране занимаются в другом месте.
Учеба и наука в разных флаконах
Исторически так сложилось, что в Росси в университетах только учили, а наукой и инновациями обученные в них занимались в академии наук или отраслевых НИИ. На Западе наука – и академическая, и прикладная – осталась в университетах.
Западную модель выбрали для себя страны третьего мира, где еще недавно народ был почти поголовно неграмотным. Для этой модели и придумали те рейтинги, куда мы так стремимся попасть и так обижаемся, когда туда не попадаем.
Ведущие наши ученые и инженеры, если они даже читают лекции в университетах, публикуют свои научные труды и регистрируют свои инновации от имени своих НИИ и КБ, а не университетов, в международные рейтинги вузов не попадают.
Куда ведет путь с ярмарки вузовского тщеславия
Занять в рейтингах достойное России место можно только одним путем – поменять всю структуру нашей научно-образовательной отрасли на западную. Очередную попытку сделать это мы как раз сейчас наблюдаем на примере реформирования Академии наук.
Высокое место вуза в рейтингах – высокий престиж в мире и большие деньги, которые заплатят желающий учиться у нас и которые очень пригодятся и бюджету вуза, и госбюджету (в виде налогов). Вопрос только в том, чем эта сиюминутная польза закончится в перспективе.
По сути вариантов у нас три. Первый – полностью перестроить отечественную научно-образовательную отрасль по западным стандартам, чтобы было легче конкурировать за первые места в международных рейтингах вузов. Второй – потребовать от составителей рейтингов адаптировать их методики оценки с учетом нашей российской специфики. Третий – продолжать идти своим собственным путем, не впадая в истерику при обнародовании очередного рейтинга.
Какой выбрать – еще есть время подумать.