Наталия Григорьева
"300 спартанцев: Расцвет империи" — второй графический боевик про греко-персидские войны по комиксам Фрэнка Миллера – выходит на российские экраны. Зак Снайдер уступил кресло израильскому режиссеру Ноаму Мурро, сохранив за собой почетный пост продюсера, а сам фильм не стал в итоге сиквелом в привычном понимании этого термина – это не продолжение, а параллельная история, да к тому же удавшаяся создателям в разы лучше оригинальных "Спартанцев". А такое для сиквелов не характерно.
Армия Ксеркса (Родриго Санторо), светящегося трехметрового персидского царя-бога, переходит к активному наступлению на Грецию со всех сторон. Самое время для независимых и враждующих друг с другом полисов объединиться, но гордые спартанцы предпочитают выйти отрядом в 300 человек – как известно, на верную смерть – и самостоятельно обороняться на суше. И афинскому войску не остается ничего иного, как выставить свой немногочисленный флот под предводительством выдающегося стратега Фемистокла (Салливан Степлтон) против вражеского, которым руководит хоть и женщина, но намеренная по личным мотивам и с яростью всем мужчинам на зависть разнести корабли противника в щепки.
Известно, что изначально героем второй части "300 спартанцев" создатели хотели сделать Ксеркса. На выходе от этой концепции остались разве что экспозиция, весьма кстати объясняющая нечеловеческий рост, светящуюся кожу и непомерное самомнение правителя персов, и, возможно, задел на будущее – появление еще одного продолжения никто не подтверждает, но и не отрицает.
Что до свершившегося факта, то в "Расцвете империи" центральное место заняла женщина – адмирал персидского флота Артемисия в исполнении Евы Грин, чье присутствие не просто разбавляет перенасыщенный оголенными мужскими торсами видеоряд, но и создает недостававшее первой части драматическое напряжение. Это же относится и к Лине Хиди в роли вдовы царя Леонида, на долю которой при минимальном экранном времени выпадают самые острые словесные баталии. За словом эти дамы в карман и правда не лезут, но все разговоры лишены романтики и сентиментальности, даже единственная постельная сцена – еще одно достижение второй части – по ритму и степени жестокости мало чем отличается от любой из многочисленных батальных сцен. Женщины становятся движущей силой сюжета, который, наконец, обретает какую-никакую форму и структуру и складывается в историю посложнее рассказа об одной единственной битве.
"300 спартанцев" в свое время стали, бесспорно, новым словом в области спецэффектов, но в то же время нагоняли скуку – не более чем движущийся комикс, любопытный и даже поразительный поначалу, но утомляющий к финалу простотой и пустотой содержания. Нельзя сказать, что в этот раз Снайдер – кто бы ни сидел в кресле режиссера, рука мастера видна в каждом кубике пресса – копнул глубже, но скуку как рукой сняло. Незамысловатые диалоги, пересчитать количество которых можно на пальцах одной руки, не лишены иронии и человечности – авторы и герои по-доброму посмеиваются над собой, признавая, что беседовать не их конек, но подтверждая, что ничто человеческое, в том числе чувство юмора и отношения полов, древним грекам не чуждо. Что до визуального ряда "Расцвета империи", то тут команде Снайдера приходится превосходить только самих себя семилетней давности – и они превосходят. В масштабе военного противостояния, в количестве пролитой трехмерными брызгами крови, в размахе декораций, на этот раз преимущественно водных, в неожиданных и радующих глаз ракурсах, выбранных для стоп-кадров и рапидов, в рельефности мускулов и в целом графичности изображения. Все это с лихвой окупает любые фактические, сюжетные и драматические огрехи, которые отыщет придирчивый взгляд. Главное — сесть поближе перед экраном побольше.