НОВОСИБИРСК, 6 мар — РИА Новости, Мария Кормильцева. Студенты стоматологического факультета Новосибирского государственного медицинского университета (НГМУ) накануне Международного дня зубного врача, который отмечается 6 марта, показали корреспондентам РИА Новости фантомный класс, где они учатся лечить зубы на практике, и рассказали, с какого курса начинают ставить пломбы друг другу и знакомым.
Что болит у фантома
Подобие бормашины прикреплено к каждому столу в одной из аудиторий лабораторного корпуса НГМУ. Это фантомный класс, он появился у стоматологического факультета вуза в 2009 году. Над каждым учебным местом установлена видеокамера, перед каждым студентом — экран.
Как поясняет демонстрирующая фантомный класс третьекурсница Анастасия Шилкина, с помощью камер преподаватель видит, что делает студент, а экраны нужны, чтобы дать задание, показать, что и как надо делать.
К левому краю стола прикреплен "пациент" — симулятор головы человека с открытым ртом, зубы которого и нужно лечить. У фантома можно снять резиновую маску, изображающую нижнюю часть лица, вставить новые зубы, когда на предыдущих вылечен предполагаемый кариес или они подготовлены к протезированию.
Здесь проходят занятия и по терапевтической, и по ортопедической стоматологии. Поэтому у фантомов часть зубов с пломбами, а часть — обточены под будущие протезы.
"В 2011 году, когда я поступила, фантомный класс уже существовал, и со второго семестра мы начали активно здесь заниматься. Сначала занятие раз в неделю, со второго курса цикловые занятия по четыре академических часа несколько раз в неделю. Например, вторник, четверг, суббота", — говорит Шилкина.
Стаканчик зубов
В классе идет занятие студентов-второкурсников, сейчас они работают не с фантомами, каждый из них держит в руках зуб. Как выяснилось, эти зубы настоящие.
Одного зуба хватает на несколько уроков. Так, на первом студенты вскрыли кариозную полость, а предполагается, что у пациента пульпит, на втором работают с корневыми каналами, а на следующем занятии будут пломбировать зуб. В конце концов, в зубах должны появиться светоотверждаемые импортные пломбы.
Весь инструмент настоящий, все расходные материалы, уверяют студенты, тоже.
Студенты работают в белых медицинских халатах, на лицах маски — так положено.
Одна из второкурсниц, Юлия Казак, рассказывает, что зубы для занятий берутся из стоматологических клиник, какое-то количество приносят преподаватели, которые являются практикующими врачами, но раздобыть их просят и студентов.
"Мы приходили в поликлинику. Просили у хирургов, чтобы они нам в стаканчик нарвали зубов, чтобы практиковаться. Сейчас на них занимаемся", — говорит собеседница.
Чистить три минуты
Не прерывая работу с зубом — а сейчас студентка готовит каналы зуба к пломбированию, расширяя их специальным инструментом, который называется "стоматологический файл", — Казак рассказывает, что в семилетнем возрасте определилась, что будет врачом-стоматологом.
"Как моя тетя: я в детстве ходила к ней, просилась в кабинет и смотрела, как она лечит. Было очень интересно", — вспоминает она.
По словам второкурсницы, людям она зубы еще не лечила, первых пациентов им разрешат привести в четвертом семестре.
Правильно чистить зубы студентов научили еще на первом курсе. Оказалось, что до этого Юлия Казак делать этого не умела.
"Преподаватель рассказывал, что 90% самих стоматологов неправильно чистят зубы. У людей обычно не хватает времени, чтобы правильную технику чистки производить каждый день. Я стараюсь: все, конечно, не соблюдаю, но пытаюсь хоть действия правильные производить", — говорит студентка.
Девушка поясняет, что зубы надо чистить не менее трех минут. Передние верхние зубы чистят сверху вниз, нижние — снизу вверх. Очищать надо все поверхности всех зубов, особое внимание уделять жевательным зубам, так как на них остается больше остатков пищи, а значит и микробов.
По словам Шилкиной, у нее уже были настоящие пациенты. Например, она лечила зуб своему пятилетнему племяннику, на днях вылечила кариес одногруппнице. Все пациенты остались довольны.
Впрочем, это самое сложное, что вправе лечить третьекурсница. Начинают студенты с того, что делают друг другу чистку, сейчас лечат кариес, до пульпита и более сложных манипуляций во рту реальных пациентов они еще не дошли.
С настоящими пациентами студенты работают не в фантомном классе, а в поликлиниках. Под надзором преподавателя они успешно лечат не только друг друга, но и родственников, друзей, студентов других факультетов.
По словам замдекана стоматологического факультета НГМУ Михаила Дровосекова, дефицита пациентов не наблюдается, и не только потому, что за это лечение пациенты не платят ни копейки. Он говорит, что дело в том, что студенты делают так, как нужно.
"Лечит, как в книжке написано. И время никто не ограничивает. Надо 10-20 минут или больше часа, студент работает с пациентом", — говорит собеседник.
Дровосеков рассказывает, что ставил пломбу своему брату, когда учился в вузе, она до сих пор на месте.
По его словам, в НГМУ будущих стоматологов обучают как новейшим технологиям, которые на вооружении только у передовых клиник, так и давно используемым. Потому что никто не знает, где будет трудиться будущий доктор, какие материалы и оборудование сможет предоставить ему работодатель.
Деньги на мечту
Обучение на стоматологическом факультете в НГМУ дороже, чем на других — поступившие на первый курс в 2013 году заплатили за первый год 130 тысяч рублей. Бюджетных мест сейчас очень мало, в этом году всего 15, раньше было в несколько раз больше, а на платное обучение по-прежнему ежегодно принимают более 100 студентов.
"На мечту денег не жалко", — говорит Казак, которая учится на коммерческой основе.
Дровосеков сообщил, что в отличие от других медицинских специальностей, очень много выпускников стоматологического факультета остаются в профессии.
Большинство, в их числе Шилкина и Казак, хотели бы после вуза работать в Новосибирске, хотя стоматологов здесь немало, чего не скажешь о глубинке.
"Распределения нет, а без него это проблему не решишь", — считает замдекана.
Привлекает стоматология не только неплохим стабильным доходом в будущем, работой в чистых кабинетах с белыми стенами — студенты находят в этой профессии немало поэтичного.
"Что мне больше нравится в стоматологии — быстрый результат. Стоматолог как хирург: ты не просто выписываешь лекарства, а как бы проводишь мини-операцию, и сразу виден результат твоего лечения", — говорит Шилкина.
Собеседница сообщила, что мечтает стать ортодонтом, врач этой специализации исправляет прикус. "Я хочу дарить людям красивую улыбку, а ортодонт — это архитектор улыбок", — сказала она.