МОСКВА, 4 мар — Прайм. Счетная палата РФ выявила по итогам проверки ОАО "Объединенная зерновая компания" (ОЗК) риски невыполнения целевых показателей стратегии развития компании к 2015 году, говорится в сообщении контрольного ведомства.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
По мнению аудиторов, инфраструктура российского зернового рынка остается недостаточно развитой, а текущие вложения в обновление и восстановление основных средств элеваторов и хлебоприемных предприятий не превышают 15% от потребности. При этом скорость выбытия активов превышает скорость ввода в эксплуатацию новых мощностей.
Цели и задачи
В соответствии со стратегией развития, ОЗК должна обеспечить достижение пяти целевых показателей. Среди них: развитие элеваторных мощностей до 8,4 с 1,8 миллиона тонн ежегодно, наращивание портовых перевалочных мощностей до 16 миллионов тонн в год с 3,5 миллиона, интенсификация использования элеваторных мощностей за счет повышения их пропускной способности в 1,5 раза.
Кроме того, ОЗК следует создать собственный транспортный парк из 3 тысяч вагонов-зерновозов, а также внедрить системы маршрутизации и диспетчеризации перевозок зерна, увеличенив доли маршрутных отправок на базе собственного парка вшестеро — до 6 миллионов тонн.
"Однако анализ выполнения стратегии показал, что эти целевые показатели к 2015 году достигнуты не будут", — заявил, выступая с докладом на коллегии СП, аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Так по состоянию на 31 декабря 2012 года мощности дочерних и зависимых обществ ОЗК по хранению зерна составляли всего 2,9 миллиона тонн вместо запланированных к этому периоду 5,57 миллиона, а прирост портовых перевалочных мощностей составил 0,7 миллиона тонн вместо 8,5 миллиона.
У аудиторов есть вопросы
ОЗК, в нарушение распоряжений Росимущества, не направляла часть полученной чистой прибыли на строительство 19 новых инфраструктурных объектов агропродовольственного рынка. При этом бюджетные средства в размере 3 миллиардов рублей, предназначенные для инвестиций, были размещены на депозитном счете в коммерческом банке, что, по словам Жамбалнимбуева, является свидетельством их неэффективного использования.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании показал, что величина резерва по сомнительным долгам и просроченная дебиторская задолженность компании в 2012 году возросли по сравнению с 2011 годом в 8,6 раза — до 2,1 миллиарда рублей и в 9,7 раза — до 2,37 миллиарда рублей соответственно. При этом кредиторская задолженность на 31 декабря 2012 года составляла более 3,2 миллиарда, или 209% к уровню 2011 года.
Если в 2011 году у ОЗК осталась нераспределенная прибыль в размере 438 миллионов рублей, то на конец 2012 года были получены убытки на 1,5 миллиарда. "Такое резкое ухудшение финансовых результатов в преддверии приватизации компании в 2014-2016 годах, безусловно, вызывает ряд вопросов", — подчеркнул аудитор.
Жамбалнимбуев добавил, что в 2010-2012 годах ОЗК привлекала кредиты Россельхозбанка для формирования интервенционного фонда под 11,25-12% годовых. Это значительно превышало как действовавшие процентные ставки рефинансирования ЦБ (8,25-8,5%), так и ставки по кредитам, предоставляемыми банком для осуществления коммерческой деятельности зерновой компании (8,5-9,1% годовых). В результате оплата повышенных кредитных ставок в 2010-2012 годах привела к дополнительным расходам федерального бюджета, превысившим 587 миллионов рублей.
По итогам проверки коллегия решила направить представления руководству Минсельхоза и ОЗК, информационные письма вице-премьеру Аркадию Дворковичу и в МВД РФ, а также обращение в Генпрокуратуру РФ.