28 февраля Госдума РФ рассмотрела в первом чтении законопроект о внесении поправок в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон "Об образовании", направленный против роста оплаты за проживание в студенческих общежитиях. Необходимость изменить законодательство возникла осенью 2013 года после того, как было отменено ограничение на стоимость оплаты за студенческие общежития (не более 5% от стипендии). О том, что будущий закон может изменить в жизни студентов и руководства вузов, корреспонденту РИА Новости рассказал заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов.
- Вениамин Шаевич, почему возникла необходимость регулировать стоимость оплаты проживания в общежитиях, и в чем суть новой законодательной инициативы?
— В новом Законе об образовании есть требования, согласно которым плата за общежития может быть любой, но она должна согласовываться со студенческими объединениями, а затем публиковаться в интернете. Авторы закона предполагали, что такая система станет более восприимчивой к текущей экономической ситуации в каждом вузе и позволит создать комфортные условия проживания для студентов. Но, к сожалению, в некоторых вузах студенческие объединения разобщены, и эта схема сработала не везде. Ряд ректоров попытались решить текущие проблемы за счет заметного повышения оплаты общежитий, не просчитав отдаленных последствий такого решения. Собственно, из за чего и возник сыр-бор. Информация о таких случаях стала доступна общественности. У некоторых появилось желание связать это с Законом "Об образовании". На фоне разбирательств появилась идея ограничить плату за проживание в общежитиях на законодательном уровне: определить, за что студент платит. Я считаю, что на сегодня проблемы в основном решены: кто заслужил – тот наказан. Схема, мотивирующая ректорат и студенческие советы на более тесное сотрудничество, заработала. Но, тем не менее, считаю, что законодательная "прививка" на будущее не помешает.
Сегодня при найме жилья, согласно Закону об образовании, студент должен платить за его использование и коммунальные услуги, а согласно Жилищному кодексу в размер платы должна включаться еще и плата за содержание, то есть за ремонт. Однако ремонт общежитий в государственных вузах оплачивается за счет государственного бюджета. Новый законопроект предлагает снять эту законодательную коллизию и установить, что студент должен платить только за использование жилья и коммунальные услуги по факту. Коммунальные расходы зависят от тарифов, установленных в регионе, а плату за использование жилья можно и нужно фиксировать.
Если закон будет принят, и в 154-ю статью Жилищного кодекса будут внесены изменения, то учредители вузов получат полномочия регулировать стоимость платы за наем в общежитиях, а стоимость платы за коммунальные услуги будет рассчитываться исходя из общих тарифов.
- Не секрет, что сегодня существует проблема так называемых скрытых платежей, когда общая стоимость платы за проживание, помимо обязательной части, включает оплату неких дополнительных услуг. Будет ли разработан перечень обязательных услуг для студентов, проживающих в общежитиях?
— На сегодняшний день такого стандарта нет. Минобрнауки планирует разработать перечень необходимых услуг, но это непростая задача. Более 2000 общежитий в разных регионах, в разных не только экономических, но и климатических условиях. Выработать что-то общее – полезное, а не наоборот, вредное – сложно. Но мы уже приступили к этой работе.
- Что бы вы предложили в качестве таких услуг? Возможно, пользование интернетом?
— Интернет, думаю, стоило бы включить, если это касается доступа к образовательным программам, а не к развлекательному контенту. Во всех общежитиях вузов Москвы, при поддержке, в том числе, Правительства Москвы, проведен интернет. Но не везде такая ситуация. Прежде, чем принять решение, мы должны трижды подумать над тем, как оно отразится на всех заинтересованных сторонах.
- Какие способы контроля со стороны Министерства предлагает новый законопроект?
— Наши инструменты контроля ограничены, но, на мой взгляд – действенны. Это мониторинг и общественный контроль — студенты должны сообщать о нарушениях, например, о несоответствии стоимости официальных услуг обозначенной на сайте и реальной стоимости. Собственно, это сейчас и происходит. Информация позволяет реагировать.
- Будут ли введены какие-либо санкции по отношению к ректорам вузов, не исполняющим закон?
— Министерство образования и науки должно будет вмешиваться в полномочия ректора в том случае, если он не будет выполнять требования закона. Если мы получаем сообщения о допущенных ректором нарушениях, и этот факт подтверждается, то Министерство, как работодатель ректора, естественно вправе применить к нему соответствующее дисциплинарное взыскание.
- Сколько ректоров наказали в прошлом году после того, как стоимость оплаты услуг резко повысилась?
— Наказали четверых – тех, кто не смог сразу отреагировать на проблему. Еще порядка 30 ректоров оперативно исправили ситуацию, и мы ограничились депримированием.
- После того, как были сделаны выговоры, ситуация стабилизировалась?
— Я думаю, да. Но отдельных фактов мы можем не знать – страна большая. В целом – общежития, как дефицитный объект – всегда были проблемной зоной. И тут любые меры по созданию комфортных и справедливых условий проживания студентов трудно считать исчерпывающими. Тем более что понятие "комфортное проживание" сильно меняется со временем.
- Как часто проводятся мониторинги стоимости проживания?
— За последние два месяца мы провели четыре мониторинга. Дальше будем проводить реже, в плановом режиме.
- Закон "Об образовании" предоставляет большие полномочия студенческим организациям. Именно они должны контролировать, в том числе, стоимость оплаты проживания. Активны ли сегодня студенты? Что делает Минобрнауки для развития студенческих организаций?
— Студенты есть активные и не очень, это их право. Но выиграют в итоге те, кто может занимать позицию, может действовать. Это полезно и в годы студенчества, а уж во взрослой жизни – и вовсе неоценимо. Обычно в студенческой среде на первый план выдвигаются люди, которые хотят что-то сделать, проявить себя.
Каждый умный ректор заинтересован в независимом, сильном и грамотном студенческом совете. Такой совет позволяет стратегически выстроить среду, которая помогает повысить качество образования и привлечь в вуз студентов. Желание ограничить работу студенческого совета на коротком участке времени, может быть, и поможет ректору что-то решить, но на перспективу — нет, это негативно отразится на имидже вуза.
Минобрнауки старается поддерживать студенческие объединения. Второй год проходит конкурс студенческих объединений, победители которого получают гранты. В этом году мы приняли решение о том, что 155 вузов получат на развитие деятельности студенческих объединений один миллиард триста миллионов рублей. Мы полагаем, что эти деньги будут направлены на их культурную, социальную и образовательную деятельность. Минобрнауки будет и дальше продолжать эту работу.