БАНГКОК, 3 мар — РИА Новости, Евгений Беленький. Демонстранты, освободившие в течение субботы и воскресенья основные перекрестки центра таиландской столицы, в понедельник продолжили протест, вернувшись к тактике организации "точечных" маршей по городу.
Оппозиционный протест перешел в новую фазу
В понедельник несколько автоколонн демонстрантов выехали из парка Лумпхини в центре города для проведения "точечных" маршей и митингов против действующего временного правительства. Две основные колонны направились к офисам компаний, принадлежащих семейному клану Чинават, в частности, и.о. премьер-министра Йинглак Чинават и ее старшему брату, бывшему премьеру Таксину Чинавату, свергнутому в результате военного переворота в 2006 году. У офисных зданий корпорации SC Group были проведены митинги против влияния семьи Чинават на политику и экономику страны.
Еще одна колонна демонстрантов, в которую входили также участники крестьянского протеста против задержки выплат по программе "рисового залога", днем в понедельник прибыла к Национальному бюджетному бюро, чтобы "проверить ход подготовки к началу оплаты просроченных платежей правительства". Программа "рисового залога", в ходе которой правительство принимало у крестьян рис "в залог" по завышенным ценам для реализации за рубежом, проводилась с 2011 года, однако в конце прошлого года по ней начал накапливаться долг. Выплата по долгам начинается на этой неделе после двухмесячного перерыва.
Во второй половине дня все митинги были закончены и демонстранты отправились назад на площадку протеста в парк Лумпхини в центре города, и еще одну пока действующую в районе Ченг Ваттхана на северной окраине Бангкока.
"Закрыв три площадки в центре города, мы не прекратили борьбу против правительства, она только перешла в новую фазу", — заявил в понедельник с трибуны митинга в Лумпхини лидер протеста Сутхеп Тхыаксубан.
Посетителям и варанам в парке Лумпхини демонстранты не по душе
Накануне демонстранты с помощью трех тысяч сотрудников муниципальных служб Бангкока и добровольцев разобрали трибуны и палаточные городки на перекрестках Асок, Патхумван и Ратчапрасонг, и провели многочасовую уборку территории, в том числе, тщательно помыв мостовые. Выступая на единственной сохраненной в центре города трибуне в парке Лумпхини, Сутхеп Тхыаксубан извинился перед жителями Бангкока за доставленные им в течение почти двух месяцев неудобства.
Ранним утром в понедельник все основные перекрестки центра Бангкока были открыты для автомобильного движения.
Продолжение протеста именно в парке Лумпхини, единственном большом парке городского центра, в котором жители города привыкли заниматься спортом и гулять с детьми, создает вокруг протеста дополнительное напряжение.
Демонстранты, в большинстве привезенные на автобусах с юга страны, который является основной политической базой оппозиционной Демократической партии (второй ее базой считается Бангкок), позволяют себе разъезжать по аллеям парка на автомобилях и курить на всей территории, что строго запрещено правилами поведения в парке. Обитающие в парке полутораметровые вараны, по словам служащих парка, уже месяц не показываются на поверхности, скрываясь в дренажных трубах.
По мнению экспертов, в случае продолжения протеста еще на несколько недель, тысячи горожан, которые любят проводить время в парке, и которые обычно голосуют за Демпартию, могут потерять терпение и начать пикетировать площадку протеста. Попытки подобных пикетов уже происходили несколько раз в феврале и заканчивались конфронтацией участников пикета с обосновавшимися в парке протестующими.
Кроме того, парк Лумпхини символизирует для многих "последнюю линию обороны" "краснорубашечников" — сторонников Таксина Чинавата в мае 2010 года, когда находившееся тогда у власти правительство Демпартии направило войска на их разгон, разрешив военнослужащим применять боевое оружие "для самообороны". Не менее половины из 92 погибших в Бангкоке весной 2010 года погибли именно в парке Лумпхини.
Затишье перед боем или перед миром
Наблюдатели отмечают, что в эти дни в противостоянии правительства Чинават и оппозиции наступило затишье.
Одни связывают это с высокой вероятностью проведения переговоров между лидерами обеих сторон конфликта и с консультациями с участием генсека ООН Пан Ги Муна, которые планируются в ближайшие дни. Другие считают, что передышка необходима участникам протеста для изменения его формата в связи с резким уменьшением числа демонстрантов и опасностью потери поддержки протеста жителями Бангкока, которые устали от неудобств, вызванных многодневной блокадой основных городских перекрестков.
В любом случае, последние месяцы показали, что как на улицах, так и в судебных баталиях между правительством и оппозицией сложился определенный паритет сил, и ни одна из сторон пока не в состоянии сильно потеснить другую.
Важным фактором стало и объявление некоторыми сторонниками правительства на севере страны планов отделения провинций севера и северо-востока от Таиланда. Эти планы прозвучали "в сослагательном наклонении", на случай попытки военного переворота в Бангкоке, и в понедельник лидеры северных "краснорубашечников" заявили, что делить страну не собираются, а и.о. премьера Йинглак Чинават, чьей политической базой является север, полностью исключила в своем выступлении по национальному телевидению такую возможность. Тем не менее, плакаты с призывами отделить север и северо-восток от страны и создать новое государство, появившиеся в людных местах в конце прошлой недели, были вполне материальны, как материальны и пропагандистские пункты "добровольных отрядов защиты демократии", открывшиеся в субботу в ряде северных провинций.
Намек на возможный переход части политических сил севера и северо-востока — самой населенной части страны — к открытому сепаратизму поняли и руководители временного правительства, и лидеры оппозиции. В какой степени это понимание поможет им договориться между собой, остается пока неясным.