За семь недель до Пасхи начинается Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, который готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Воскресения Христова.
В связи с тем, что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. В 2014 году Великий пост начинается 3 марта и продолжится по 19 апреля (по новому стилю).
Из четырех многодневных постов Великий пост является основным, самым продолжительным и строгим. Он включает шесть седмиц, или 40 дней, поэтому называется также Cвятой Четыредесятницей.
Считается, что длительность Святой Четыредесятницы — 40 дней — восходит еще к Ветхому завету, когда Моисей постился на горе Синай сорок дней. Апостолы установили пост в память о сорокадневном посте Иисуса Христа, когда после своего крещения он удалился в пустыню, где был искушаем дьяволом.
О том, что Великий пост — установление святых апостолов, свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в св. Четыредесятницу.
В Древней Церкви сорокадневный Великий пост соблюдался не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался, но уже в IV веке в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой Субботы.
Таким образом, Великий пост состоит из 40 дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы — в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.
Пост, или говение — это время покаяния, раздумий и усердных молитв, отказа не только от определенной пищи, но от всех вредных привычек и увеселений.
Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи.
С особой строгостью принято соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста. От поста освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути.
В первую неделю Великого поста, с понедельника по четверг в храмах на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского (VII-VIII века). Этот канон содержит глубокие покаянные молитвы и проводит аналогии между кающимся грешником и библейскими героями, которые тоже грешили и каялись.
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение "колива" — отваренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо.
Во второе воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке и раскрывшего учение о силе поста и молитвы.
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, в это время поется: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".
Церковь выставляет Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Свяой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.
В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века — святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении "Лествица Рая" изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице.
В четверг на пятой неделе совершается так называемое "стояние святой Марии Египетской". Жизнь святой Марии — великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии ‑ должна убеждать всех в великом милосердии Божьем.
В субботу на пятой неделе совершается Похвала Пресвятой Богородице: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда (Константинополя) от врагов.
В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской.
В субботу на шестой неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.
Шестое воскресенье Великого поста — великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем, Неделей Вай или Цветоносной. На Всенощном бдении освящаются окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений.
Освященные ветви раздаются молящимся, которые стоят с зажженными свечами до конца службы, что знаменует победу жизни над смертью (воскресение).
Вербным Воскресеньем заканчивается Четыредесятница и наступает Страстная Седмица.
Три субботы — второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.
Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя:
Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию омовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной вечери (последняя трапеза Иисуса Христа с двенадцатью учениками), молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предательство Его Иудой.
Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрене (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангелий, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной вечере и заканчивая Его погребением. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами. В Великую Пятницу литургии не бывает, а совершаются Царские часы. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.
Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски… и на престоле со Отцем и Духом" и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.
На утрене Великой Субботы, после великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится священнослужителями из храма при участии народа и обносится вокруг храма. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам и кладется на место посредине храма.
Черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые. Диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом. По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина.
После этого начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня. После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость праздника Воскресения Христова.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников