Мария Токмашева
На этой неделе до российского проката наконец добрался фильм британца Стивена Фрирза "Филомена" – одно из самых ярких впечатлений 70-го Венецианского кинофестиваля, прошедшего еще в августе прошлого года. Там "Филомена" получила приз за лучший сценарий. Такой же наградой лента была отмечена и Британской киноакадемией. В России "Филомена" выходит уже в качестве картины, имеющей 4 номинации на премию "Оскар" — в том числе и в главной категории "лучший фильм". И если бы не эта "оскаровская" история, прекрасная работа Фрирза, возможно, вообще не смогла бы добраться до наших экранов – уж слишком много в ней "неудобных" для современной России тем.
Фильм Фрирза основан на книге "Потерянный ребенок Филомены Ли" небезызвестного британского журналиста Мартина Сиксмита, который долгое время работал в России и занимался политическими расследованиями. Этот факт его биографии, кстати, обыгрывается в самом начале картины. Сиксмит в исполнении Стива Кугана (который также выступил в качестве одного из авторов сценария) в очередной раз собирается написать книгу о "кровавой российской истории". Тема эта уже мало интересует его редактора, а среди коллег-журналистов и вовсе вызывает смех. Пока Сиксмит ищет идею для очередного расследования, на журналиста случайным образом выходит дочь главной героини – Филомены Ли – с просьбой выслушать трагическую историю жизни ее матери.
Будучи подростком – в начале 1950-х, – живущая в Ирландии Филомена родила сына, из-за чего была отправлена вместе с ним в монастырь, где позже мальчика отдали на усыновление американским родителям. Долгие годы мать безуспешно пыталась выяснить судьбу своего сына, пока не встретилась с Мартином Сиксмитом, который и помог ей в непростых поисках. Сиксмит выяснил, что в приемной семье ребенок получил имя Майкл Хесс, сделал успешную политическую карьеру — стал известным республиканцем, работавшим в администрации Рональда Рейгана и Джорджа Буша. Но вся эта информация стала доступна матери уже слишком поздно: за 9 лет до того, как Филомена наконец смогла выйти на след пропавшего сына, Майкл умер от СПИДа. Женщина, тем не менее, решается на путешествие в Америку для встречи с партнером (Хесс был гомосексуалистом) Майкла, где узнает, что и сын на протяжении всех этих лет пытался найти свою родную мать. Сиксмит сопровождает Филомену в этом трогательном путешествии.
Роль Филомены исполнила выдающаяся Джуди Денч, которая здесь предстает в совершенно не характерном для себя образе простоватой, добродушной старушки. Она воспитывалась в монастыре, никогда не общалась с журналистами и предпочитала посмотреть по телевизору очередное ток-шоу, нежели сходить в музей. Куган-Сиксмит же, напротив, интеллектуал и немного циник, критично настроенный к институту церкви и "гребаным католикам". Их диалоги строятся на разных взглядах на веру, литературу и образ жизни. Но споров между ними не возникает: героиня Денч обладает неимоверным чувством юмора и, как учили в монастыре, смирением. А герой Кугана просто не может не поддаться обаянию этой старушки. В результате, несмотря на всю трагичность описываемой истории, получается довольно легкое и искреннее кино со свойственным британцам чувством юмора и поразительным актерским дуэтом Денч и Кугана.
После премьеры в Венеции журналисты были уверены, что именно "Филомена" станет фаворитом "оскаровской" гонки, а Джуди Денч за свою работу обязательно получит статуэтку за лучшую женскую роль. Но вышло так, что у "Филомены" в этом году много достойных конкурентов, так что фильму Фрирза вновь придется довольствоваться в лучшем случае наградой за сценарий. Но и без громких премий "Филомена" найдет путь к сердцам зрителей.