Самолет выруливает на взлетную полосу аэропорта Римини. Взгляды улетающих скользят по поверхности земли в поисках заключительных впечатлений об Италии. Последнее, что остается в памяти, — туманный силуэт трехглавой горы Титано. Но парадокс состоит в том, что эта мощная скала как раз и не принадлежит Итальянской Республике — она "всем своим существом" отдана Сан-Марино.
А вы бывали в Сан-Марино?
Бытует мнение, что Сан-Марино создано исключительно в развлекательных целях. И действительно, россиянину трудно серьезно относиться к стране, площадь которой составляет всего лишь 60,57 квадратных километра, а население не превышает 25 тысяч человек, где жители говорят на итальянском языке, а в обращении используется самая обычная европейская валюта. Правда, в сувенирных лавочках еще можно купить набор сан-маринских лир, но они интересуют больше нумизматов, чем коммерсантов. Все в Сан-Марино направлено на то, чтобы туристы могли приятно скоротать время перед отлетом на родину и потратить оставшиеся евро на золотые украшения и сувениры.
Излюбленной шуткой гидов остается фраза: "Приготовьте паспорта, мы пересекаем границу Италии и Сан-Марино". На картах Италии территория этого микроскопического государства всегда выделяется особым цветом, но в действительности никаких признаков границы не существует, лишь на трассе, соединяющей Римини и Сан-Марино, больше 10 лет назад возвели декоративную металлическую конструкцию, символизирующую въездные врата страны.
У этой самой маленькой независимой республики в мире есть две сущности. Одна — забавная имитация прошлого и реальности, другая — удивительная история, насыщенное счастливое настоящее и вполне реальное светлое будущее.
Сан-Марино справедливо называют не только самым маленьким, но и наиболее древним независимым государством на Земле. Любовь к свободе, генетически заложенная в его жителях и передающаяся из поколения в поколение, имеет вполне реальное объяснение. Когда-то давно, еще в IV веке н.э., христианин по имени Марино был вынужден искать убежища, спасаясь от преследований императора-язычника Диоклетиана. Он прибыл на Апеннины с острова Арбе, который расположен в другой части Адриатического моря (на территории тогдашней Далмации). Искусный каменотес трудился вместе с другими строителями нового порта в Римини (прежде Аримин), до тех пор пока религиозные убеждения не заставили его полностью изменить образ жизни.
Упрямый Марино поселился в лесах труднодоступной горы Титано (22 километра от Римини). Не исключено, что далматинец намеревался провести остаток жизни в уединении и молитвах, но вскоре к нему присоединился еще один ревнитель истинной веры — Лео. В церкви Сан-Пьетро, за алтарем и сегодня можно увидеть две ниши, выдолбленные в скале, которые служили изгнанникам ложем.
Прошло совсем немного времени, и в обитель отшельников потянулись христиане из окрестных деревень, привлеченные рассказами о чудесах, творимых святым человеком, — так родилась первая христианская община на горе Титано. За благие дела Марино еще при жизни был причислен к лику святых, а епископ Римини Гауденцио признал его диаконом.
Много дней провела она в обители Сан-Марино, беседуя со святым старцем. Там же, познав глубину истиной веры, приняла христианство. А когда пришло время возвращаться к родному очагу, осмелилась спросить чудотворца о судьбе своего несчастного ребенка. "Иди с миром в сердце и ни о чем не печалься", — таковы были последние слова Марино, благословившего женщину. Дома донна Феличиссима обнаружила сына вполне здоровым и полным сил. В благодарность за чудесное исцеление достойная матрона подарила святому и его общине ту самую гору Титано, ставшую для их потомков символом независимости.
Умирая, Сан-Марино произнес слова, определившие дальнейшую судьбу маленького народа: Relinquo vos liberos ab utroque homine ("Свободными вас оставляю от других людей").
Свобода любой ценой
Историки располагают множеством документов (начиная с IV века), подтверждающих существование некой свободной общины вблизи Римини. Интересна, например, Судебная грамота Феретрано 885 года, в которой юридически закреплено право санмаринцев на жизнь "в духе независимости, не дающей никому права на притязания по отношению к народу, живущему на горе Титано". Но стоит ли говорить о том, что подобные документы не могли раз и на всегда оградить свободолюбивое братство от посягательств со стороны разного рода захватчиков?! К чести последователей святого Марино нужно отметить, что берегли они собственную свободу любой ценой, эта политическая концепция прекрасно выражена в национальном девизе: "Известное нам — неизвестно другим".
Этот случай является прекрасным примером сан-маринского дипломатического искусства. В стремлении сохранить неприкосновенность собственной крошечной державы последователи святого Марино научились искусно лавировать между политическими потоками, раздробившими бывшую некогда незыблемой Римскую империю. Вековое противостояние притязаниям местных церковных властей побудило жителей Сан-Марино встать на сторону гибеллинов (приверженцев светской власти), однако это не мешало им в случае нападения соседей, например из Римини, обращаться за помощью к понтификам из Рима. Если же, как это часто случалось, церковные власти пытались наложить свою всемогущую длань на владения маленького народа, то строптивые обитатели горы Титано быстро отыскивали солидных покровителей среди многочисленных королей и прочих светских особ.
Наполеон на защите Гарибальди
Следующий сюжет в рассказе о Сан-Марино можно отнести к реальным историческим курьезам. Во время итальянского похода Наполеон Бонапарт обратил внимание на суровую гору с тремя вершинами. Выслушав рассказ о свободолюбивой маленькой республике, император Франции выразил немалое восхищение гордостью местных жителей словами: "Необходимо сохранить Сан-Марино как пример свободы". В крепость на горе Титано был направлен в качестве посла господин Монж с грамотой от самого Бонапарта и с признанием независимости коммуны. Кроме того, Наполеон пообещал военную поддержку со стороны Франции против любых посягательств на символ свободы.
Австрийцы оставили город, но папские власти так и не простили дерзость граждан Сан-Марино, оказавших помощь герою. Ватикан долго искал повод наказать непокорных защитников свободы, и наконец в 1854 году герцогу Тосканы было официально предложено захватить "гнездо либералов". Вот тогда и пригодилось обещание, данное Бонапартом. Узнав об опасности, нависшей над Республикой свободы, император Наполеон III предложил Сан-Марино защиту со стороны Франции. Так великий покоритель Европы, сам того не ведая, стал сторонником гарибальдийского движения.
Традиция давать приют изгнанникам, положенная еще старцем Марино, столетиями сохранялась в общине. Во многих военных кампаниях, будораживших европейские страны, жители республики предпочитали сохранять нейтралитет, а если вступали в конфликт, то, как правило, в виде добровольческих отрядов. Но на полях Первой и Второй мировых войн действовали полевые госпиталя с персоналом из Сан-Марино. В годы диктата Муссолини более 100 тысяч итальянцев нашли убежище на горе Титано, что в восемь раз превышало тогдашнее население страны.
Под флагом Сан-Марино
Современная республика — это самостоятельное государство, которое хоть и в уменьшенных размерах, но имеет почти все "причитающееся" независимой стране — от собственных марок до роскошной трассы "Формулы-1". Территория микродержавы разделена на девять округов, или замков. Главный замок, он же столица страны, является основной достопримечательностью республики и носит имя, давшее название всей стране.
Ирина Нехорошкина