МОСКВА, 24 фев — Прайм, Диляра Солнцева-Эльбе, Мила Кузьмич. События на Украине, безусловно, негативно повлияют на экономические связи Москвы и Киева, ставя под вопрос весь пакет двусторонних договоренностей, достигнутых в конце прошлого года, говорят эксперты, опрошенные "Праймом". Они призывают обе стороны воздержаться от резких движений, чтобы не усугублять ситуацию.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
В результате масштабных уличных беспорядков, возобновившихся в Киеве 18 февраля, погибли более 80 человек, пострадали свыше 600. Верховная Рада отстранила от должности президента Украины Виктора Януковича и проголосовала за передачу полномочий главы государства спикеру Александру Турчинову до президентских выборов, намеченных на 25 мая.
"Все эти события мощнейшим образом простимулировали более глубокую интеграцию Украины с Западом", — полагает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
С другой стороны, они серьезно ограничивают возможности расширения Таможенного союза. "Если ситуация разрешится так или иначе в пользу присоединения Украины к ЕС, это поставит крест на расширении Таможенного союза и Единого экономического пространства СНГ. Я считаю, что это далеко идущие отрицательные последствия для России", — сказала депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
Эксперты сходятся во мнении, что перспективы возврата 3 миллиардов долларов, вложенных Россией в украинские евробонды, неясны, как и вопрос с дальнейшей финансовой поддержкой Украины со стороны РФ. Ряд аналитиков говорят и о рисках пересмотра газовых контрактов, а многие российские компании предупреждают об угрозе их бизнесу на Украине.
Аналитики пока не берутся предсказать, как разрешится ситуация на Украине, но уже подсчитывают долгосрочные финансовые последствия Евромайдана.
"Этот эффект можно оценить в несколько миллиардов долларов или немного большую сумму — в зависимости от того, как будет урегулирован газовый вопрос и когда Украине поступит помощь от МВФ, США и Евросоюза", — говорят аналитики "Сбербанк-КИБ".
По их оценке, возможные совокупные потери России, связанные с оказанием помощи Украине, сопоставимы с месячным объемом валютных интервенций ЦБ и соответствующим сокращением золотовалютных резервов.
Многие аналитики, в частности, Николаев, не питают иллюзий относительно возврата 3 миллиардов долларов, полученных прежним украинским правительством от России в декабре прошлого года.
"Если и удастся вернуть, то очень и очень нескоро, потому что, конечно, Украина должна пройти все эти революционные изменения. Тут и без таких потрясений в экономике нелады. Пока и на среднесрочную, и даже на долгосрочную перспективу можно точно расстаться с этими, как минимум, 3 миллиардами долларов", — считает Николаев.
Общий объем российской финансовой помощи Украине, согласованный в конце прошлого года, составляет 15 миллиардов долларов. Однако Россия не торопится с выделением дальнейших траншей, пока Украина не обзаведется легитимным правительством и не определит четкую экономическую политику.
Следующий выпуск украинских евробондов на 2 миллиарда долларов, ожидавшийся на прошлой неделе, пока не состоялся, и со сроками размещения ясности пока нет.
Операция некооперация
Однако 3 миллиардами долларов экономические издержки России, конечно, не ограничатся, предупреждают эксперты. "Если говорить в целом о влиянии на экономику РФ, надо учитывать, что Украина теперь не без оснований может рассчитывать на более весомую помощь Евросоюза", — отмечает Николаев.
Возможный разрыв производственной кооперации российских и украинских предприятий нанесет ущерб и России, и Украине. "И если для Украины он больше будет, то нас это тоже не особенно утешит", — отмечает депутат Дмитриева.
"Конечно, пройдет определенный период, и потом маятник обратно качнется, как было со странами Прибалтики. Но этот период будет достаточно болезненным, и наша экономическая кооперация пострадает", — предрекает Николаев.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, в свою очередь, призывает не отказываться от сотрудничества с Украиной.
"Я считаю, что на Украине очень тяжелое положение, но не стоит забывать, что мы братские народы. Хотя братья иногда ссорятся чаще, чем дальние знакомые, мы должны постараться в нынешних условиях сохранить связи", — говорит он.
По мнению Ясина, России нужно постараться обойтись без резких движений и считаться с независимостью Украины. "Но с другой стороны, и от них требуется соответствующее поведение, которое пойдет, в первую очередь, на пользу самой Украине. А в Европе Украине без России будет тяжело", — заметил эксперт.
И снова газ…
Аналитики не исключают и того, что политический кризис на Украине подтолкнет Россию к пересмотру параметров выстраданного газового соглашения.
Москва и Киев в декабре договорились о снижении цены на российский газ для Украины на треть — до 268,5 доллара за тысячу кубометров. При этом Россия сохранила за собой возможность пересмотра цены на газ раз в квартал. Украина почти четыре года добивалась от России пересмотра цен на газ.
По мнению Николаева, было бы недальновидно пересматривать цену газового контракта в нынешних условиях. "Или бы уж не предоставляли эту скидку на газ, а если уж предоставили, то надо выдерживать договоренности", — считает он. Иначе Россия в перспективе может подтолкнуть Евросоюз к отказу от российских энергоносителей в пользу сланцевого газа из США, предупреждает эксперт.
"Сейчас Россия должна рассматривать экономические и политические вопросы одновременно и принимать решения, учитывая политическую ситуацию на Украине", — говорит, в свою очередь, Дмитриева.
Глава российского правительства Дмитрий Медведев в понедельник несколько сгладил ситуацию, пообещав, что юридически обязывающие соглашения будут исполняться. "Мы сотрудничаем не с конкретным набором людей, не с конкретными персоналиями, это межгосударственные отношения. Мы соседи, близкие государства, и нам друг от друга никуда не уйти", — сказал Медведев.
"Но вопрос в том, что у всех решений, которые были приняты, есть конкретные сроки, и уже отдельный вопрос, что будет происходить в газовой сфере по истечении сроков в газовом сотрудничестве, на которые те или иные скидки даются. Это тот вопрос, который должен быть обсужден с руководством украинских компаний и правительством, если оно когда-то там появится", — добавил он.
Запад не спешит на помощь
Евросоюз, США и МВФ выражают готовность финансово поддержать Киев, но пока лишь на словах. У Запада тоже нет понимания, с кем вести переговоры и кто будет отвечать за возврат кредитных средств.
"Украина еще не определилась со своей политикой, а любые переговоры могут начинаться только после того, как избраны правительство, президент, и есть определенная линия, под которую будут даны кредиты. Кто-то должен отвечать за выполнение этих условий. Пока не было случая, чтобы в таких неопределенных условиях неопределенному правительству МВФ предоставлял кредит", — отмечает Дмитриева.
При этом она достаточно скептически относится к требованиям провести экономические реформы, которые обычно выдвигает МВФ при выделении кредитов.
"Я еще не видела очень удачных примеров использования кредитных средств МВФ, которые бы привели страну к экономическому процветанию, потому что экономическое чудо рождается только тогда, когда очень умело используются внутренние конкурентные преимущества страны. В своих рецептах МВФ, как правило, этого не учитывает", — говорит депутат.
Если в не слишком отдаленном будущем Украина получит помощь от Запада, она, вероятно, сможет избежать дефолта по внешним обязательствам, в том числе по квазисуверенным, в частности, по облигациям "Нафтогаза Украины". Однако такая помощь, обусловленная требованиями административных реформ, едва ли станет катализатором возобновления экономического роста в стране, согласны в "Сбербанк-КИБ".