НОВОСИБИРСК, 23 фев — РИА Новости, Татьяна Косачева. Дом офицеров Новосибирского гарнизона 23 февраля отмечает 85-летие. Для корреспондентов РИА Новости военные провели экскурсию по этажам здания, рассказав об исторической и современной роли единственного сохранившегося в России памятника героям Первой мировой войны.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
На деньги солдат и церкви
Здание начали строить в 1916 году как Дом инвалидов — памятник жертвам Первой мировой войны. "В нем должны были жить искалеченные в боях герои первой мировой войны. Слово "инвалиды" в те времена было синонимом "ветераны". Вот почему он и назывался Дом инвалидов", — поясняет военный историк Юрий Фабрика.
Проект предложил архитектор Андрей Крячков. "Композиция — по правилам классицизма. Фасад венчал плоский купол и шестиколонный дорический портик с лестницей во всю его ширь. Гладкие стены украшали руст цокольного полуэтажа и боковые выступы из грубо отесанного камня", — говорит Фабрика.
На трех этажах 105 комнат. "В них должны были жить и работать ветераны. В соответствии с увечьями им нужно было дать новую специальность. Планировались специальные курсы. Ряд мастерских должны были быть прямо в здании. К примеру, сапожная или столярная", — уточняет собеседник.
В 1921 из Омска в Новониколаевск перенесли военные и партийные организации Западной Сибири, в том числе Сибревком и штаб Западно-Сибирского военного округа.
"Государственная необходимость. У нашего города выгодное географическое положение. Есть судоходная Обь, которая соединяет север и юг, и железная дорога, объединяющая восток и запад", — поясняет военный историк.
Главная задача Дома Красной Армии — просветительская и идеологическая работа с военными и их семьями. А в годы Второй мировой — организация концертов и отправка концертных бригад на фронт, выставки, обеспечение солдат газетами.
"Представьте: шли эшелоны. На станции "Новосибирск" у солдат сутки отдыха. Можно было в это время их накормить горячей пищей, заодно показать фильм, дать свежую газету. На вокзале были специальные помещения, которые отводились под культурные мероприятия. Там работали сотрудники Дома Красной армии", — рассказывает собеседник.
В здании напротив входа на лестничном пролете — огромный витраж — копия триптиха Дмитрия Корина "Александр Невский". В фойе, этажом выше, еще два витража — с левой стороны изображен Георгий Победоносец, справа — копия монумента "Неизвестного солдата" в берлинском Трептов-парке.
У входа, рядом с лестницей сквозь этажи установлен корпус ракеты класса "земля-воздух" ЗРК С-75, аналогичной той, что 1 мая 1960 года под Свердловском сбила самолет американского разведчика Фрэнсиса Гэри Пауэрса.
"Это самый большой экспонат в нашем музее — в три этажа еле уместилась. Кстати, истинная длина этой ракеты — 10,6 метра. Так что нам ее пришлось немного укоротить", — рассказывает Медведев.
Часть стен музея — памятные плиты, на которых выбито 1255 фамилий сибиряков-героев, участвовавших в различных боевых действиях. Внутри музея шесть залов. В общей сложности здесь более семи тысяч экспонатов, которые в разные годы дарили боевые ветераны и их родственники.
"Первый зал — период с 1581 года до начала Великой Отечественной Войны. Второй и третий посвящены Второй мировой. Четвертый и пятый залы — с 1945 года и до первой афганской компании. Шестой зал — современной истории", — поясняет Фабрика.
В зале Великой Отечественной войны — сабли, немецкие кортики, штыки и кинжалы, боевые награды. "Самый высокий орден в коллекции — орден Ленина. У нас их несколько. Ветераны приносили. Звонит ветеран и немощным голосом говорит, возьмите ордена — не хочу, чтобы попали в руки сыну или внуку. Потому что продаст", — рассказывает собеседник.
Немало одежды того времени. Правда, хранятся такие реликвии недолго. "Вот папаху моль поела. Когда начали лет семь назад реконструкцию музея, мы выбросили немало. У нас была бурка казачья, и немецкая военная форма. Так их тоже моль съела", — говорит Фабрика.
Через стену от музея — часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца, покровителя воинов. "Обустраивали ее почти год. В День героев Отечества, а также в казачьи праздники здесь проводятся краткие молебны", — продолжает экскурсию Юрий Медведев.
Снова идем на первый этаж. Здесь еще один выставочный зал. Но отношения к музею он не имеет — это экспозиция частного коллекционера, историка Анатолия Панченко.
"Аналогов ей нет в стране. Больше — только центральный музей Российской армии. Но то государственное учреждение, туда автоматически все попадает. Он сам собирал, покупал за свои деньги. Настоящие дореволюционные ордена, четыре георгиевских креста, орден Георгия Победоносца 1 степени — здесь все уникально, отдельно ничего не выделишь", — продолжает Медведев.
В Доме офицеров две библиотеки — на втором и третьем этажах. Первая часть библиотечного фонда была перевезена из сибирского кадетского корпуса во времена формирования Дома Красной Армии, далее издания собирали по крупицам.
"Мы храним старинные газеты, есть номера, датированные 1934 годом. Есть редкие книги, которым сто и более лет", — рассказывает библиотекарь Елена Назаренко.
Но большую часть, оформив читательский билет, может взять любой.
"Сторону, которая смотрит на улицу Гоголя, пристроили в 1954 году. Одно время там был штаб ВВС. Сейчас на первом этаже вместо него гарнизонный суд. На втором этаже — окружная прокуратура и окружной суд, на третьем — отдел ФСБ по 41-й армии", — говорит директор Дома офицеров Юрий Голов.
В подвале когда-то было военторговское кафе "Север". Потом площади сдали в аренду. "А вот гараж остался", — добавляет Голов, сожалея, что не удалось сохранить кинотеатр.
"Кинотеатр в 90-х годах развалился, потом его восстанавливали. Но, знаете как… здесь залатали, там. На 450 мест кинотеатр. Сейчас этот зал арендует "Планета кино". На старом месте киноконцертного зала сделали чисто киношный зал. И немного перестроили — у нас было кафе, а они маленький зал сделали", — говорит он, добавляя, что и сейчас кинотеатр не работает — третий год идет ремонт.
По его словам, сейчас,как и в советские годы, помещения не простаивают. Здесь есть театр, работают 16 творческих коллективов. "От чего ушли, к тому опять возвращаемся", — говорит директор Дома офицеров.