Газета "Известия" сообщила со ссылкой на свои источники в Госдуме, что депутаты начали разрабатывать поправки в законы о СМИ, интернете и другие законодательные акты. Изменения коснутся, в частности, блогосферы. Так, блогеров, имеющих 10 тысяч читателей, предлагается приравнять к журналистам и выдавать им некую "аккредитацию журналиста".
Красноярские блогеры пока не представляют, каким образом они могли бы быть приравнены к журналистам, однако видят в этом потенциальные плюсы, сообщил РИА Новости один из самых популярных красноярских блогеров Василий Дамов.
Что предлагается считать блогом? Аккаунт на официальной блог-платформе типа Livejournal или Twitter? Но у многих из тех, кто ведёт те же популярные блоги в ЖЖ, существуют и не менее популярные страницы в Facebook, например, где контент почти или полностью повторяется. Было бы крайне странно заставлять регистрировать одну площадку и не регистрировать другую с абсолютно одинаковым контентом.
Что такое "ежедневная посещаемость"? Это ежедневные "не менее 10 тысяч" уникальных пользователей в течение какого-то периода? Или это средний показатель, опять же, за какой-то период? Надо ли регистрировать никому неизвестного блогера, который выложил фотографию голого депутата в раздевалке бассейна, один раз "собрал" свои 10 тысяч, а потом вернулся к средней ежесуточной посещаемости в 100-150 "уников"?
Более того: а почему именно 10 тысяч? Для топового блогера в Москве это уже далеко не так много. Для регионов же тысяча подписчиков — уже "топ-новость". Как быть с этим, будут ли вводиться "региональные коэффициенты"?
Также совершенно не понятно, почему в заметке, отсылающей нас к порядку работы СМИ, идёт речь о процедуре "аккредитации", тогда как хорошо известно, что к СМИ в России применяется процедура "регистрации". Аккредитация — это, как правило, разовая или временная процедура, связанная с выполнением служебных обязанностей.
Поэтому рассуждать о том, хороши новые инициативы или плохи, нужно после того, как мы увидим конкретный текст законопроекта, а не заметки в "Известиях". По идее, в наличии профессионального статуса журналиста, кроме ограничений, есть масса плюсов.
Например, статья 47 Закона РФ "О СМИ" даёт журналисту право "… посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение". Этим блогер, как рядовой гражданин, похвастаться не может.
Повторюсь, все будет зависеть от того, как законодатели подойдут к этому вопросу. Если в Госдуме по-прежнему будут пытаться регулировать интернет-коммуникации теми же методами, что и деятельность, например, газет и журналов, я уверен, что ничем хорошим это не закончится.