В Москве открываются первые выставки Фотобиеннале, традиционного праздника фотоискусства, ежегодно проводимого Мультимедиа Арт Музеем. Проекты разместятся на шести площадках, где покажут работы не только классиков фотографии, но и новых авторов, достойных внимания. Пока расписание Фотобиеннале еще в процессе формирования – известны 19 выставок, а всего их планируется около 50. Из уже заявленных проектов редакция Weekend выбрала те, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.
"Другой Лондон"
Мультимедиа Арт Музей, с 19 февраля по 20 апреля
В этом году в центре внимания – Великобритания, ведь перекрестный год культуры двух стран идет полным ходом. На выставке "Другой Лондон", подготовленной галереей Тейт, не будет британских фотографов – столица Соединенного королевства здесь показана глазами "чужаков". В 1930-1970-е годы город снимали Анри Картье-Брессон, Роберт Франк, Дора Маар, Эмиль Хоппе, Эллиотт Эрвитт, Вольфганг Сушицки и многие другие. Некоторые из них, как например Картье-Брессон, приезжали в Лондон по заданию редакции – в 1937 году Брессон должен был снимать коронацию Георга VI для одного французского журнала, а в итоге увлекся толпой, которая ожидала появления коронационного кортежа. Другие выбрали Лондон местом жительства – немецкий фотограф Феликс Ман приехал сюда в 1934 году, спасаясь от нацистов, и стал одним из основателей журнала Weekly Illustrated и сотрудником крупнейшего британского журнала Picture Post.
"Эрвин Блюменфельд. Фотографии, рисунки, фотомонтаж"
Мультимедиа Арт Музей, с 19 февраля по 11 мая
Одним из главных событий Фотобиеннале-2014 станет выставка Эрвина Блюменфельда, гуру fashion-фотографии, художника-дадаиста. В экспозицию вошли почти три сотни работ, выполненных в период с 1910-х по 1960-е годы, — фотографии, документы, рисунки, коллажи, а также рекламные фильмы, снятые по заказу американского универмага Dayton. Не обойдется и без любимого Блюменфельдом жанра "ню" — его обнаженные воплощают основной принцип Блюменфельда "Beauty is not pretty", являясь символом когда-то новаторской, а сегодня давно утраченной эстетики.
"Пропаганда фотографирования", группа "ЕлиКука"
Московский музей современного искусства, с 3 марта по 20 апреля
Художники-перформансисты Олег Елисеев и Евгений Куковеров, вместе образующие группу "ЕлиКука", никогда не дают зрителям скучать. В своих прошлых проектах они расписывали рулон обоев, чтобы потом продать его прямо на месте, изобретали прибор "Унизитель памятников" и "Вибрирующий диван. Трон Ивана Грозного", который живо реагировал на любой телесный контакт. Новая выставка "Пропаганда фотографирования" посвящена излюбленному приему в фотосъемке, который в двух словах можно сформулировать, как "сними меня на фоне этой штуки". В своем проекте художники предложат зрителям стать частью произведения и затем сфотографироваться на свой фотоаппарат или телефон. Таким образом, экспозиция сложится из трех слоев: первый слой — сами работы без людей, второй слой — процесс съемки (перформативный слой) и третий — фотографии, получившиеся в результате всего действа, которые разойдутся по социальным сетям.
"Призраки", Алексей Партола
Фонд культуры "Екатерина", с 11 апреля по 18 мая
В прошлом году молодой фотограф, выпускник "Британки" Алексей Партола презентовал свою книгу "Призраки", посвященную культуре граффити. Вместе со своими героями Партола ездил "бомбить", фиксируя на камеру как сам процесс создания граффити, так и личности тех, для кого этот вид искусства является делом всей жизни. Герои снимков – те самые призраки, которые никому не показывают свои лица, ведь граффити в нашей культуре до сих пор чаще расценивается как вандализм. Каждая фотография, по определению самого художника, представляет собой кадр из несуществующего фильма.
Андре Штайнер. Фотографии
Мультимедиа Арт Музей, с 27 февраля по 20 апреля
Известный венгерский фотограф Андре Штайнер любил физкультуру и свою жену Лили. Две его главные страсти соединились на снимках 1930-х годов, представленных на выставке. Рельефы человеческого тела, движение – произведения Штайнера были продуктом эпохи культа телесной красоты. Штайнер много экспериментировал с формами – его серия Anamorphose (1933) изображает фрагменты тел в искаженном виде, как в кривом зеркале. Эта серия была близка по духу проекту Distorsions Андре Кертеша, но в отличие от нее не содержала работ в стиле ню.
"Американская история", Гордон Паркс
МГВЗ "Новый Манеж", с 19 марта по 20 апреля
Старая добрая американская фотография – пустые улицы Нью-Йорка 1940-х, патриархальная Алабама, Гарлем и герои Америки, например, Моххамед Али. Гордон Паркс и сам был героем своего времени – паренек из Канзаса, который за пять лет добился успеха на поприще фотографии и в 1944-м году стал первым чернокожим фотографом журнала "Vogue".
"83 дня темноты", Нильс Стомпс
Фонд культуры "Екатерина", с 10 апреля по 18 мая
Местом действия фотоистории голланского фотографа Нильса Стомпса стала маленькая альпийская деревушка Виганелла. Каждый год между 11 ноября и 2 февраля она погружается в темноту — солнечный свет полностью застилают горные вершины, что вынуждает жителей покидать деревню. Решением проблемы стало гигантское зеркало, установленное на горном склоне над деревней, на высоте 500 метров. Управляют им с помощью компьютера — в темное время года зеркало ежедневно на протяжении семи часов перенаправляет солнечный свет на центральную площадь Виганеллы.