Рейтинг@Mail.ru
Путь без пробок: из Новосибирска в Академгородок на воздушной подушке - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путь без пробок: из Новосибирска в Академгородок на воздушной подушке

© Фото : Предоставлено Виктором СоколовымСлайд презентации проекта аэроэстакадного транспорта в Новосибирске
Слайд презентации проекта аэроэстакадного транспорта в Новосибирске
Читать ria.ru в
Ученые предложили для простаивающего в пробках Новосибирска решение - скоростной аэроэстакадный общественный транспорт. Корреспондент РИА Новости познакомилась с деталями проекта и спросила его авторов - не считают ли они поезда на воздушной подушке в Сибири научной фантастикой и как оценивают шансы получить финансирование для реализации идеи.

НОВОСИБИРСК, 18 фев — РИА Новости. Ученые предложили для простаивающего в пробках Новосибирска решение — скоростной аэроэстакадный общественный транспорт. Корреспондент РИА Новости Мария Кормильцева познакомилась с деталями проекта и спросила его авторов — не считают ли они поезда на воздушной подушке в Сибири научной фантастикой и как оценивают шансы получить финансирование для реализации идеи.

Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>

В начале февраля на круглом столе "Наука — городу Новосибирску" был представлен проект аэроэстакадного транспорта, который может достигать скорость 600 километров в час. Это, по мнению разработчиков, является идеальным решением для таких направлений как центр Новосибирска — Академгородок, а в перспективе и межрегиональных, например, Новосибирск — Горный Алтай.

От шаропоезда и экраноплана

Еще в 90-х годах, когда разрабатывался проект создания в Новосибирске так называемого мультимодального узла (включающего железнодорожный, речной, автомобильный и воздушный транспорт), возникла идея поискать, как можно уйти от колеса наземному транспорту, рассказывает один из авторов проекта — научный руководитель Сибирского НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА), профессор Алексей Серьезнов.

Мэрия Новосибирска, архивное фото
Ученые предложили Новосибирску транспорт со скоростью до 600 км/ч
Были высказаны предложения о переводе транспорта на второй — эстакадный уровень. "Еще наш выдающийся ученый Константин Циолковский выдвинул идею создания поезда без колес. Идея осталась идеей, но в 1930-е был ряд изобретений типа шаропоезда, когда вместо колес использовался шар, а поезд перемещался по углубленной дороге, были идеи аэропоездов и другие", — говорит Серьезнов.

А в 1950-е годы, продолжает собеседник, французский инженер Жан Бертен убедил президента Шарля де Голля построить дорогу между Парижем и Орлеаном, используя судно на воздушной подушке. Но дорога не была завершена по независящим от автора причинам. Создали полигон, на котором испытывался данный транспорт, были достигнуты скорости свыше 430 километров в час. Но де Голль умер, а новый президент проект не поддержал.

© РИА Новости / Мария КормильцеваНаучный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов
Научный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов
Сейчас, по словам Серьезнова, над таким транспортом работают в Японии, Европе, Америке, но в основном идеи сводятся к использованию компрессора для создания воздушной подушки под днищем. Проанализировав имеющийся опыт, авторы новосибирского проекта пришли к убеждению, что возможно использовать так называемый экранный эффект.

"Это явление выявили немецкие летчики в 1920-х годах — полет над Северным морем на малой высоте позволил долететь до пункта назначения самолету с недостаточным запасом топлива. Часть энергии движителя, я назову так, нашего аэроэстакадного транспорта будет уходить на создание воздушной подушки под ним, а часть на создание поступательного движения", — поясняет ученый.

Серьезнов уверяет, что аэроэстакадный транспорт сможет двигаться со скоростью свыше 500 километров в час. "Нет препятствий, нет трения, нет колеса, которое бы вращалось, и рельса, который бы стучал на стыках. Транспорт поднимается в оптимальном режиме над эстакадой примерно на 10-15 миллиметров, а в особых случаях и много выше. Он не привязан жестко к своему пути", — говорит собеседник.

В Академгородок за 15 минут

Виды Новосибирска
Власти Новосибирска разработают транспортную модель города за два года
По словам второго автора проекта — профессора СГУПС, руководителя проектов ООО "КИНТ" Виктора Соколова, сначала предлагается построить дорогу между Академгородком и Новосибирском, на ней скорость движения составила бы около 200 километров в час. Время в пути — порядка 12-15 минут. Можно было бы организовать одну остановку, например, в Матвеевке.

"Есть вариант остановки — на Камышенском плато, где построен планетарий и практически нет доступного общественного транспорта. От этого плато возможно создание двух веток: одна вдоль Бердского шоссе до Академгородка и в перспективе на Бердск, Барнаул, Бийск — в Горный Алтай", — говорит он.

Вторая ветка планируется в Первомайский район с продолжением в наукоград Кольцово и далее — в Академгородок и расположенный там технопарк.

© Фото : Предоставлено Виктором СоколовымСлайд презентации проекта аэроэстакадного транспорта в Новосибирске
Слайд презентации проекта аэроэстакадного транспорта в Новосибирске
"Но сначала нужно создать опытный образец — участок длиной два-три километра. На нем скорости, конечно, не будет 500 километров, но и 100 километров достаточно для испытания основных характеристик. Такой участок можно было бы создать примерно за два года и даже меньше", — считает собеседник.

Единицу "своего" транспорта создатели называют "подвижной модуль", в него может вместиться до 250 пассажиров. Это может быть вагон или целый поезд.

"Но это не всегда хорошо и эффективно. Накопление грузов или пассажиров в целый состав — это потери времени, то есть денег. Потому и многие основные характеристики железнодорожного транспорта плохие, что ради экономии затрат на перевозки они формируют большие составы", — говорит Соколов.

Дорого, но выгодно

Серьезнов признает, что реализован проект, несмотря на всю свою перспективность, может быть нескоро. "Идея будет сложно проходить, я не уверен, что она получит быстрое развитие. Противников новых идей всегда много, больше, чем сторонников", — говорит он.

В зале управления, фото из архива
Электронный центр управления транспортом появится в Новосибирске
Однако ученый отметил важное преимущество аэроэстакадного транспорта, которое должно сыграть весомым аргументом в пользу проекта — не нужна зона отчуждения. "Мы сохраняем землю, пригодную для прокладки автодорог, сельского хозяйства, чего угодно. Это экологичный и безопасный транспорт", — говорит он.

По словам Серьезнова, километр транспортной магистрали под скоростной поезд, который курсирует между Петербургом и Москвой, обошелся в 37 миллионов евро. Новосибирские разработчики подсчитали, что при современных технологиях километр аэроэстакадной трассы вместе с подвижным составом, приходящимся на этот километр, будет стоить 5 миллионов долларов, максимум 6 миллионов.

Собеседник отмечает, что здесь могут найти применение разработанные сибирскими учеными новые технологии строительства и новые материалы. "Они совершенно необычные по своим свойствам. Например, сверхвысокомолекулярный полиэтилен, который обладает практически нулевым коэффициентом и очень высокой износостойкостью", — говорит он.

© РИА Новости / Мария КормильцеваНаучный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов
Научный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов
При этом авторы проекта говорят, что аэроэстакадный транспорт может в качестве топлива использовать керосин, а может и вовсе обойтись без загрязняющего топлива.

"Во всем мире сегодня развивается идея электрического самолета, когда за счет аккумуляторов приводится в движение турбина летательного аппарата, и тем самым мы достигаем высокой экологичности и бесшумности движения. Мы просматриваем и этот вариант использования движителя", — говорит Серьезнов.

Его коллега Соколов считает наиболее перспективными электрические вентиляторные двигатели, питаемые от внешней сети, как троллейбус или трамвай, либо линейные двигатели.

"Их применение существенно снижает вес транспортного модуля и повышает его безопасность. Кстати, сегодня Китай работает над созданием мощных линейных двигателей для авианосцев. Есть и у нас партнеры, готовые работать для нашего проекта в этом направлении", — сказал он.

Перекресток Красного проспекта и Октябрьской магистрали в Новосибирске, архивное фото
Юрченко обвинил мэрию Новосибирска в создании транспортного коллапса
Властям нравятся трамваи

Городские власти пока не знакомились с проектом Серьезнова и Соколова, а потому оценивать какие-либо преимущества и комментировать детально не могут.

Но в то же время начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Валерий Жарков, отвечая на вопрос РИА Новости, сказал, что сегодня все идут по пути развития рельсового транспорта и наиболее вероятная перспектива для Новосибирска в этом направлении — скоростной трамвай.

"Весь мир идет по пути развития рельсового транспорта, идею скоростного трамвая мы не отвергаем. Планируем привлечь инвестиционные средства", — сказал чиновник.

Он сообщил, что сейчас в городе проводится модернизация действующей трамвайной сети.

© Фото : Предоставлено Виктором СоколовымСлайд презентации проекта аэроэстакадного транспорта в Новосибирске
Слайд презентации проекта аэроэстакадного транспорта в Новосибирске
А говоря в целом о бесколесном наземном транспорте, Жарков отметил, что скоростные поезда были в Японии еще в середине 1980-х годов, они двигались на воздушной подушке и развивали скорость более 380 километров в час. "Практика показала, что они отрицательно воздействуют на окружающую среду. В итоге их запретили", — сказал начальник департамента.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала