НОВОСИБИРСК, 18 фев — РИА Новости. Ученые предложили для простаивающего в пробках Новосибирска решение — скоростной аэроэстакадный общественный транспорт. Корреспондент РИА Новости Мария Кормильцева познакомилась с деталями проекта и спросила его авторов — не считают ли они поезда на воздушной подушке в Сибири научной фантастикой и как оценивают шансы получить финансирование для реализации идеи.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
В начале февраля на круглом столе "Наука — городу Новосибирску" был представлен проект аэроэстакадного транспорта, который может достигать скорость 600 километров в час. Это, по мнению разработчиков, является идеальным решением для таких направлений как центр Новосибирска — Академгородок, а в перспективе и межрегиональных, например, Новосибирск — Горный Алтай.
От шаропоезда и экраноплана
Еще в 90-х годах, когда разрабатывался проект создания в Новосибирске так называемого мультимодального узла (включающего железнодорожный, речной, автомобильный и воздушный транспорт), возникла идея поискать, как можно уйти от колеса наземному транспорту, рассказывает один из авторов проекта — научный руководитель Сибирского НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА), профессор Алексей Серьезнов.
А в 1950-е годы, продолжает собеседник, французский инженер Жан Бертен убедил президента Шарля де Голля построить дорогу между Парижем и Орлеаном, используя судно на воздушной подушке. Но дорога не была завершена по независящим от автора причинам. Создали полигон, на котором испытывался данный транспорт, были достигнуты скорости свыше 430 километров в час. Но де Голль умер, а новый президент проект не поддержал.
![Научный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов Научный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/99541/92/995419253_0:0:2172:1448_768x0_80_0_0_4f6e8a9dec514cee17555257564d0e2d.jpg)
"Это явление выявили немецкие летчики в 1920-х годах — полет над Северным морем на малой высоте позволил долететь до пункта назначения самолету с недостаточным запасом топлива. Часть энергии движителя, я назову так, нашего аэроэстакадного транспорта будет уходить на создание воздушной подушки под ним, а часть на создание поступательного движения", — поясняет ученый.
Серьезнов уверяет, что аэроэстакадный транспорт сможет двигаться со скоростью свыше 500 километров в час. "Нет препятствий, нет трения, нет колеса, которое бы вращалось, и рельса, который бы стучал на стыках. Транспорт поднимается в оптимальном режиме над эстакадой примерно на 10-15 миллиметров, а в особых случаях и много выше. Он не привязан жестко к своему пути", — говорит собеседник.
В Академгородок за 15 минут
"Есть вариант остановки — на Камышенском плато, где построен планетарий и практически нет доступного общественного транспорта. От этого плато возможно создание двух веток: одна вдоль Бердского шоссе до Академгородка и в перспективе на Бердск, Барнаул, Бийск — в Горный Алтай", — говорит он.
Вторая ветка планируется в Первомайский район с продолжением в наукоград Кольцово и далее — в Академгородок и расположенный там технопарк.
![Слайд презентации проекта аэроэстакадного транспорта в Новосибирске Слайд презентации проекта аэроэстакадного транспорта в Новосибирске](https://cdnn21.img.ria.ru/images/99541/77/995417737_0:0:848:632_768x0_80_0_0_b8141741a8157f7efbc401ca41e8fb37.jpg)
Единицу "своего" транспорта создатели называют "подвижной модуль", в него может вместиться до 250 пассажиров. Это может быть вагон или целый поезд.
"Но это не всегда хорошо и эффективно. Накопление грузов или пассажиров в целый состав — это потери времени, то есть денег. Потому и многие основные характеристики железнодорожного транспорта плохие, что ради экономии затрат на перевозки они формируют большие составы", — говорит Соколов.
Дорого, но выгодно
Серьезнов признает, что реализован проект, несмотря на всю свою перспективность, может быть нескоро. "Идея будет сложно проходить, я не уверен, что она получит быстрое развитие. Противников новых идей всегда много, больше, чем сторонников", — говорит он.
По словам Серьезнова, километр транспортной магистрали под скоростной поезд, который курсирует между Петербургом и Москвой, обошелся в 37 миллионов евро. Новосибирские разработчики подсчитали, что при современных технологиях километр аэроэстакадной трассы вместе с подвижным составом, приходящимся на этот километр, будет стоить 5 миллионов долларов, максимум 6 миллионов.
Собеседник отмечает, что здесь могут найти применение разработанные сибирскими учеными новые технологии строительства и новые материалы. "Они совершенно необычные по своим свойствам. Например, сверхвысокомолекулярный полиэтилен, который обладает практически нулевым коэффициентом и очень высокой износостойкостью", — говорит он.
![Научный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов Научный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/99541/95/995419539_0:0:2839:1893_768x0_80_0_0_ccc341c0bea029c782baaa2f0f476712.jpg)
"Во всем мире сегодня развивается идея электрического самолета, когда за счет аккумуляторов приводится в движение турбина летательного аппарата, и тем самым мы достигаем высокой экологичности и бесшумности движения. Мы просматриваем и этот вариант использования движителя", — говорит Серьезнов.
Его коллега Соколов считает наиболее перспективными электрические вентиляторные двигатели, питаемые от внешней сети, как троллейбус или трамвай, либо линейные двигатели.
"Их применение существенно снижает вес транспортного модуля и повышает его безопасность. Кстати, сегодня Китай работает над созданием мощных линейных двигателей для авианосцев. Есть и у нас партнеры, готовые работать для нашего проекта в этом направлении", — сказал он.
Городские власти пока не знакомились с проектом Серьезнова и Соколова, а потому оценивать какие-либо преимущества и комментировать детально не могут.
Но в то же время начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Валерий Жарков, отвечая на вопрос РИА Новости, сказал, что сегодня все идут по пути развития рельсового транспорта и наиболее вероятная перспектива для Новосибирска в этом направлении — скоростной трамвай.
Он сообщил, что сейчас в городе проводится модернизация действующей трамвайной сети.
![Слайд презентации проекта аэроэстакадного транспорта в Новосибирске Слайд презентации проекта аэроэстакадного транспорта в Новосибирске](https://cdnn21.img.ria.ru/images/99541/83/995418327_0:0:842:629_768x0_80_0_0_38f1386edb7f26ff106f909de16f31be.jpg)