Андрей Золотов – мл.
Когда на оперной афише появляется имя румынской сопрано Анджелы Георгиу, успех спектаклю обеспечен. Уже больше 20 лет она — одна из признанных цариц мировой оперной сцены. После воскресной премьеры "Адрианы Лекуврер" на сцене Венской государственной оперы певице кричали не только „Bravo!“, но и „Divina!“ – "Божественная!", а это случается здесь крайне редко.
В этой постановке Георгиу исполняет роль другой "дивы" — французской актрисы начала XVIII века Адрианы Лекуврер (в других транскрипциях – Адриенны Лекуврёр), которая любит, интригует, страдает и умирает, вдохнув аромат отравленного соперницей букета фиалок. Она поет ставшие хрестоматийными нежные арии и страстные, динамичные дуэты со своими партнерами: итальянским тенором Массимо Джордано (Маурицио) и россиянкой меццо-сопрано Еленой Жидковой (Принцесса Буйонская), чье первое выступление в Венской опере снискало огромный успех у публики. В третьем акте Георгиу читает монолог Федры из трагедии Расина со сцены театра эпохи барокко, выстроенном на сцене современного театра – спектакль в спектакле.
Сцена на сцене
Красочное переплетение стилей и любовь к театру как таковому можно назвать отличительной чертой этого спектакля. Автор постановки — один из крупнейших современных оперных режиссеров, британец Дэвид МакВикар, но перенес спектакль на венскую сцену из лондонского "Ковент-Гардена" его помощник Джастин Уэй. Над декорациями, ставшими полноправными участниками постановки, работал художник Чарльз Эдвардс. В третьем акте эта деревянная сцена старинного театра обращена к публике своим украшенным барочными завитками порталом, а в четвертом – устрашающим скелетом закулисья. Когда умирающая Адриана поет о том, что видит свет, "первый свет любви", и летит к нему, "свободная от боли", этот театр в театре медленно поворачивается и озаряет умирающую актрису – и публику в зале – магическим светом софитов.
Парадоксально, что эта премьера – вообще первое исполнение "Адрианы Лекуврер" на сцене Венской оперы. Композитор Франческо Чилеа (1866-1950) написал ее в 1902 году, а потом несколько раз перерабатывал вплоть до постановки 1930 года (эту последнюю версию и взял за основу венской постановки дирижер Эвелино Пидо). По существу Чилеа остался в истории автором одной этой оперы, прочно вошедшей в репертуар театров мира. Однако в германоязычном мире слишком долго свысока смотрели на музыку итальянских композиторов рубежа XIX-XX веков, заслоненных славой Пуччини.
"У Венской оперы богатая история. Но "Адрианы Лекуврер" у нас до сего дня не было", сказал после премьеры директор Венской оперы Доминик Мейер.
![Опера Адриана Лекуврер с Анджелой Георгиу в Венской опере Опера Адриана Лекуврер с Анджелой Георгиу в Венской опере](https://cdnn21.img.ria.ru/images/99528/68/995286891_0:0:2100:3000_768x0_80_0_0_b4c1f7479c557287be7cc49433e3a21e.jpg)
Эпоха и место
Эта постановка – настоящий подарок для той части публики и артистов, которые устали от переносов действия во времени и искажения исторических сюжетов, фактически ставших нормой современной оперной сцены. Здесь и роскошь камзолов и кринолинов (над ними работала художница по костюмам Бригитта Райффенштуель), и барочный балет (хореограф Эндрю Джордж), и настоящее пламя свечей и факелов. МакВикар отказался от соблазна перенести действие оперы в период жизни композитора, сделать ее современной или вневременной, а с любовью поместил действие в обстановку времени ее прототипов — Лекуврер умерла в Париже в 1730 году. "И эпоха, и место идеальны для сюжета этой оперы", приводятся в программке спектакля слова режиссера.
Георгиу, которая называет Адриану "желанной партией", недвусмысленно поддерживает этот выбор. "Я должна удобно чувствовать себя в постановке. Опера – это любовь, страдание, эмоция, все больше, чем жизнь… Если режиссер думает, что он умнее, чем композитор и либреттист, пусть он, пожалуйста, сделает что-нибудь новое свое", сказала звезда в интервью австрийской газете Kurier накануне премьеры. По ее словам, она отказалась участвовать в нескольких постановках в Венской опере именно из-за их режиссерской концепции.
На премьерном спектакле Георгиу поражала публику не только своим мастерством, но и силой эмоций. "В каждом поколении есть своя Адриана. В юности я слышал в этой партии Ренату Тибальди. Сегодня это Ангела Георгиу. Мы счастливы, что она спела эту партию у нас", — сказал после спектакля директор театра.
Сюрприз из Петербурга
Главным открытием спектакля Мейер назвал Елену Жидкову, исполнившую партию страстной и мстительной соперницы Адрианы, Принцессы Буйонской. Выпускница Петербургской консерватории и лауреат премии "Золотая маска" 2011 года за роль в опере ("Замок герцога Синяя Борода" Бартока в Мариинском театре), Жидкова в последнее десятилетие выступала с такими выдающимися дирижерами, как Николаус Арнонкур, Валерий Гергиев и недавно скончавшийся Клаудио Аббадо. После своего дебюта в Немецкой опере в Берлине ее пригласили на вагнеровский Байройтский фестиваль, и именно партии в операх Вагнера стали основой ее репертуара. Эту вагнеровскую мощь русская певица принесла в воскресенье в итальянское море чувств на сцене Венской оперы, и публика отблагодарила ее овацией. А на приеме после премьеры артисты театра и приглашенные гости одарили Жидкову едва ли не большими аплодисментами, чем саму Георгиу.
"Удивительно, как такой сильный большой голос вмещается в такую изящную даму. Она была прекрасным сюрпризом для публики. У нас большие планы на будущее. Эта дама к нам вернется!" — сказал, поздравляя русскую певицу, директор Мейер.
![Елена Жидкова в опере Адриана Лекуврер Елена Жидкова в опере Адриана Лекуврер](https://cdnn21.img.ria.ru/images/99528/79/995287958_0:0:1981:2362_768x0_80_0_0_2694f1be2ef3e6c833b10c51ae1a26c7.jpg)
Главную мужскую партию графа Маурицио Саксонского исполнил итальянец Массимо Джордано. Обладатель богатейшего по тембру голоса и превосходных физических данных с ролью героя-любовника на премьерном спектакле справился в вокальном отношении с трудом. Обращенные к нему неодобрительные крики "Бу!" свидетельствовали о единственной неудаче премьеры.
Следующие спектакли "Адриана Лекуврер" состоятся в Вене 19 и 22 февраля, 4, 8 и 12 марта. Спектакль 22 февраля будет транслироваться в Интернете на сайте оперы. В России трансляция будет доступна 23 февраля.