МОСКВА, 17 фев — РИА Новости. Федеральные чиновники предпочитают в качестве служебных автомобилей BMW и Audi стоимостью от 4 до 6 миллионов рублей, региональные часто выбирают Toyota Land Cruiser 200 по средней закупочной цене 3,4 миллиона рублей, свидетельствуют данные антикоррупционного проекта ОНФ "За честные закупки".
Объявляя конкурс на покупку автомобиля, чиновники руководствуются вкусовыми предпочтениями, а не служебной иерархией, следует из результатов анализа.
Госдума в ноябре 2013 года приняла в первом чтении законопроект об ограничении стоимости служебного автомобиля для чиновников суммой в три миллиона рублей. Так называемая "табель об автомобильных рангах" может быть прописана как в законе, так и в нормативно-правовом акте правительства, пояснил РИА Новости первый зампред комитета по конституционному законодательству Госдумы, глава Центральной ревизионной комиссии ОНФ Вячеслав Лысаков. По его словам, не менее чем в 80% случаев чиновники могут ограничиться покупкой автомобиля до 1,2 миллиона рублей.
Эксперты антикоррупционного проекта ОНФ "За честные закупки" проанализировали около 200 конкурсов различных уровней власти на покупку автомобилей за период с 1 сентября 2013 года — дня запуска сайта проекта.
"Выявлено, что определяющим фактором при выборе авто являются вкусовые предпочтения, а не соображения целесообразности и адекватное осознание своего реального положения в государственной машине", — сообщили РИА Новости в ОНФ.
Аппетиты немного поубавились
Согласно данным ОНФ, федеральные чиновники предпочитают BMW и Audi, находящиеся соответственно в ценовом диапазоне от 3,8 до 5,8 миллиона рублей и от 4,1 до 4,7 миллиона рублей.
"Среди закупок федеральных ведомств уже почти не встретишь автомобилей Mercedes стоимостью от 5 миллионов рублей, так любимых высшими чиновниками совсем недавно", — отметили в ОНФ.
Эксперты проекта "За честные закупки" полагают, что серьезно повлиял на вкусы госслужащих коррупционный скандал 2010 года вокруг компании "Даймлер", обвиненной в даче взяток чиновникам 22 стран за заключение контрактов на поставку своих машин.
Согласно мониторингу, популярностью у региональных чиновников пользуется также Toyota Land Cruiser 200, средняя цена закупки 3,4 миллиона рублей.
"Анализ госзакупок показал, что этот автомобиль является безусловным фаворитом среди чиновников всех уровней. Его одинаково горячо любят как региональные, так и муниципальные служащие, сотрудники различных госучреждений, а также федеральные чиновники", — говорят эксперты.
Более скромные региональные служащие предпочитают Toyota Camry и Ford стоимостью от 1 до 1,5 миллиона рублей.
Патриотический выбор
"Руководители городских и сельских поселений передвигаются по местным дорогам преимущественно на продукции "АвтоВАЗа", закупая такие модели, как LADA Granta, LADA Priora, LADA Largus. Их стоимость от 280 до 480 тысяч рублей. Российское бездорожье в сельской глубинке, ямы и ухабы помогает преодолевать "УАЗ Патриот", который стоит 650-700 тысяч рублей, а также Chevrolet Niva по цене 500 тысяч рублей", — отметили в ОНФ.
Большой разброс наблюдается в предпочтениях у руководства федеральных государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, отмечают эксперты.
"Здесь присутствуют и такие небюджетные автомобили, как Chevrolet Express за 4,5 миллиона рублей, Toyota Land Cruiser 200, а также Audi, Volkswagen и Nissan за 3 миллиона рублей, и вполне скромно выглядящая на их фоне Toyota Camry — 1-1,5 миллиона рублей", — сказали в ОНФ.
Не стоит раздражать население
Глава Центральной ревизионной комиссии ОНФ Лысаков, комментируя результаты проведенного анализа, подчеркнул, что неформальная "табель о рангах" при приобретении автомобилей для чиновников пока связана лишь со вкусовыми предпочтениями чиновников того или иного уровня и их любви к себе.
"Если есть возможность в бюджете, то они, конечно, попытаются купить скорее Toyota Land Cruiser 200, чем даже Toyota Camry. Спасает то, что у большинства наших муниципалитетов для таких приобретений недостаточно средств. Чиновники регионального уровня стали понемногу понимать, что даже в отсутствии ограничительных мер на законодательном уровне, вызывать раздражение у общественности все-таки не стоит", — подчеркнул Лысаков.
Активист ОНФ считает, что необходимы четкие механизмы регламентирования этой сферы, хотя бы введение максимальной планки, выше которой чиновники не смогут тратить бюджетные средства, несмотря на свои запросы. "Чиновники должны перестать воспринимать автомобиль как предмет роскоши", — отметил Лысаков.
Автопарк российских топ-чиновников от "Жигулей" до Bentley и Maserati — в подборке РИА Новости >>