НОВОСИБИРСК, 14 фев — РИА Новости, Григорий Кроних. Корреспонденты РИА Новости побывали на "Новосибирском биатлонном комплексе" — кузнице олимпийских кадров, понаблюдали за тренировочным процессом, расспросили спортсменов и тренеров о том, какой путь нужно пройти, чтобы стать чемпионом, а также — будет ли когда-нибудь Новосибирск принимать международные соревнования.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
Броуновское движение
На стадион провожает тренер первой категории новосибирского "Центра биатлона" Павел Шувалов, он уже 10 лет тренирует группы начальной подготовки.
"На комплексе одновременно занимаются все возрасты — вот бегут члены сборной области, а рядом начинающие. Для непосвященного взгляда это, может быть, похоже на броуновское движение, но спортсмены и тренеры точно знают, кто что делает", — говорит тренер.
Девушка съехала, развернулась, стала набирать ход, как вдруг сверху раздался требовательный мальчишеский голос: "Отойди!". Навстречу Соболевой с горки спускался розовощекий лихач лет десяти. Девушка уступила лыжню, а когда тот проезжал мимо, мягко посетовала: "Нельзя что ли в другом месте съехать?", и продолжила тренировку.
Ген биатлона
В "Центр биатлона" можно прийти в любое время года. Учатся, конечно, дети из Новосибирска, из районов области ездить далеко. В среднем в год приходят около 20 детей, но в этом сезоне, когда громко звучала тема Олимпиады и биатлона в том числе, набрали 55 человек.
Обычно берут учеников третьих-пятых классов, не младше девяти лет. "Никакого отбора не ведется, сходу невозможно выявить способности ребенка, — говорит тренер. — Первые итоги можно подвести спустя год. Но и это не окончательно. Дети растут, в период полового созревания физиология сильно меняется, колебания могут быть и положительные для спорта и негативные, а как это заранее предсказать?"
А вот его сверстницы Катя Потапова и Анастасия Кулагина, за спинами которых по семь лет тренировок, обе имеют первый взрослый разряд и намерены добиваться более высоких результатов.
При этом тоже отмечают, что спорт пригодится им и в обычной жизни. "Биатлон учит концентрироваться на одном деле, кроме того, это физическая тренировка, выносливость", — говорит Кулагина. Потапова добавляет, что они с подружкой в будущем и на Олимпиаду поехать не прочь.
"Это у нее в генах, у нее мама — мастер спорта международного класса по биатлону", — говорит тренер. Гущина уточняет, что еще лыжами занимались папа, дядя, сестра и бабушка. Точно также занимались биатлоном родственники Кулагиной и Потаповой.
Биатлон пришел из армии, но девочки осваивают его быстрее, считает Шувалов.
"Стрельба лучше дается девочкам в силу их физиологических особенностей. Здесь важно ровное дыхание, и на спусковой крючок нужно давить как на иголочку — чтобы палец не уколоть. Девочки мягче работают, а мальчишки жмут сильнее", — поясняет собеседник.
Единственный критерий для младшего возраста — личное желание. В начальной группе в первый год обучения в среднем отсеивается половина, на их место приходят новые ребята. Уходят, как правило, сами — пропадает это самое "личное желание". Отчисляют только тех, кто очень часто пропускает занятия.
До групп учебной подготовки доходит уже меньше трети. Сейчас в "Центре биатлона" занимается порядка всего 400 человек, 146 — начальное звено.
Цена побед
Желание — залог успеха, но без материального участия родителей ничего не получится. На начальном этапе обучения им приходится оплачивать экипировку.
По словам заведующей учебно-спортивного отдела "Центра биатлона" Нины Серебенниковой, лыжи для первого года обучения стоят порядка 3 тысяч рублей. Вся экипировка обойдется тысяч в 10. Кулагина и Потапова говорят, что для их уровня подготовки цена лыж доходит уже до 20 тысяч рублей.
Членам сборной области снаряжение оплачивается полностью. А со спортсменами высокого уровня компании, производящие снаряжение, заключают рекламные контракты и выдают им лыжи бесплатно каждый сезон, а также после побед в крупных соревнованиях.
Старые лыжи чемпионов достаются их младшим коллегам. "Вот скоро (Ольга) Вилухина вернется с Олимпиады и ее лыжи перейдут к другому спортсмену, а ей компания наверняка новые выдаст", — говорит Шувалов.
Обязанность государства — полностью оплачивать винтовки и патроны. На тренировки одного биатлониста в год необходимо не менее трех тысяч патронов, цена одного — около 4 рублей.
"Винтовки для биатлона в мире производят только в России и в Германии. Какие лучше — сказать нельзя, потому что в Ижевск за оружием приезжают и иностранцы", — говорит тренер.
Ручная автоматика
Шувалов провожает на стрельбище, где на огневом рубеже находятся члены юношеской сборной Новосибирской области. Расстояние до цели — 50 метров, диаметр мишени для стрельбы лежа — 45 миллиметров, из положения стоя — 115. От рубежа к мишеням тянутся какие-то тросы.
"Это наша автоматика", — улыбается Шувалов в ответ на вопросительный взгляд и тянет ручку управления тросом, торчащую из трубки за рубежом стрельбы. На мишени открываются черные кружки.
Но вопрос о том, что важно, какие качества нужны для хорошей стрельбы, тренер говорит, что в любом спорте, а в биатлоне, где есть стрельба, особенно важна психологическая сторона.
"У нас говорят — главное мандраж не поймать. Вилухина в пасьюте "дернула", как говорится, поймала мандраж. Один промах стоил медали", — поясняет собеседник.
На "Новосибирском биатлонном комплексе" были проведены этапы Кубка мира в 1992 и 1997 годах, чемпионат Европы в 2005-м. Перед этим в 1991 году отремонтировали стрельбище, построили административный блок, вмещающие комнаты для подготовки лыж, конференц-зал и пресс-бар.
На сегодня в рамках областной профильной программы выполнен проект реконструкции, согласно которому должны быть модернизированы два основных объекта — стрельбище и лыжероллерная трасса. Цена модернизации — 50 миллионов рублей.
Однако не очень понятны сроки, деньги из областного бюджета пока не выделяются.
Сейчас сделано самое необходимое — построены вакс-кабины (помещения для подготовки лыж), без которых запрещено проводить соревнования любых уровней.