Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
14 февраля 1779 года погиб выдающийся английский мореплаватель XVIII века Джеймс Кук. Об обстоятельствах его смерти на Гавайских островах 235 лет назад знают, наверное, все, и многие — благодаря известной песне Владимира Высоцкого "Почему аборигены съели Кука".
После этого кажется не таким уж важным, как сложилась дальнейшая судьба спутников Кука после его гибели. Между тем, со смертью командира его экспедиция не прекратились, а продолжалась еще долгих 20 месяцев, похоронила на Камчатке еще одного своего начальника, занявшего место Кука, но так и не смогла выполнить поставленную перед ней задачу.
Куку вообще не везло. Он все делал, чтобы стать полярником, но практически всю жизнь проплавал в теплых морях и там же погиб.
Главный диетолог великих открытий
Джеймс Кук по праву считается одним из самых выдающихся мореплавателей всех времен и народов. Как все остальные мореплаватели своего времени, он открыл множество новых остров и проливов (многие из них повторно).
Два открытых им архипелага — Южная Георгия в Атлантическом океане (обнаружена повторно, после английского купца Энтони де ла Роше, наткнувшегося на острова за сто лет до Кука) и Гавайи в Тихом океане — оказались со временем стратегически важными.
Но главная заслуга Кука не отмечена на карте мира. Основной вклад Кука в историю мореплавания — строгая диета для моряков с витамином С (квашеной капустой и лимонным сиропом) — может сейчас показаться делом несерьезным. Но это спасло жизни десяткам его спутников по путешествиям и многим тысячам моряков после него.
Кук первым сумел сделать долгие кругосветные путешествия относительно безопасными и комфортными для рядовых членов экипажа.
Два шага на юг и один на север
Великих географических открытий на долю Кука не выпало, хотя он искал их, как показало время, в правильном направлении.
Два раза подряд он отправлялся к неизвестному тогда Южному материку, во второй раз до него не доплыл всего чуть-чуть. В итоге, через 45 лет после Кука последний неизвестный материк, Антарктиду, открыли российские военные моряки — капитан II ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев.
В третьем своем плавании Кук попытался обогнуть Северную Америку с севера. При первой пытке в 1778 году потерпел неудачу. Предпринять вторую ему помешала смерть на Гавайских островах. Но даже если бы он остался жив, то вряд ли бы стал первооткрывателем северного пути вокруг Америки.
Джентльмены дикарей не обманывают
В ранний период эпохи великих географических открытий европейские державы не стеснялись объяснять свои плавания необходимостью крестить "дикарей" в истинную веру, чтобы спасти их души от вечного ада. В просвещенном XVIII веке стали придумывать более затейливые предлоги для мировой экспансии.
Например, официальной целью первой экспедиции Джеймса Кука было наблюдение за прохождением Венеры через диск Солнца. Лучше всего это можно было наблюдать с острова Таити, куда и отправился Кук. Понаблюдал за Венерой и отправился на поиски Южного материка, что, собственно, и предписывал ему секретный приказ британского Адмиралтейства.
Официальной целью последней, третьей экспедиции Джеймса Кука было возвращение на родину таитянина по имени О-Маи, которого привезла в Лондон вторая экспедиция Кука. Англичане обещали О-Маи, что отвезут его обратно домой, а джентльмены держат слово.
Первая неудача
Высадив таитянина на его родном острове, Кук приступил к выполнению задания Адмиралтейства. На этот раз ему было предписано найти Северо-Западный проход — путь вокруг Америки с севера. Этот путь сильно сократил бы англичанам время плавания до западного побережья США, Японии, Китая. И вообще в Тихий океан из Европы добираться стало бы ближе, чем через пролив Дрейка или вокруг мыса Горн.
Беда была лишь в том, что, плывя с востока на запад, в направлении от Гренландии к Аляске, мореплаватели постоянно натыкались на льды. Кук решил попробовать поплыть с запада на восток — от Аляски к Гренландии. Возможно, оттуда было бы легче нащупать незамерзающий путь.
По пути на север Кук в начале 1778 года открыл Гавайские острова, а уже летом того года оба корабля его экспедиции прошли через Берингов пролив и повернули на восток в море Бофорта. Там они почти сразу натолкнулись на сплошную равнину паковых льдов и повернули назад.
Только спустя сто лет стало ясно, что Кук оказался в правильном месте, но попал туда в неправильное время.
Малые шансы для больших дел
Уже во времена Кука ученые знали, что долгосрочные периоды потепления на Земле сменяются эпохами похолодания. Детали и ритмика этих процессов прояснились позже, хотя даже сейчас полной ясности в них нет. Ясно только одно: эти ритмы имеют разные амплитуды и масштабы. Порой накладываются друг на друга, и тогда становится очень холодно или заметно теплее. Порой идут в противофазах, тогда отклонения от средних статистических норм не такие заметные.
В 1720-х годах в арктических и субарктических широтах началось очередное похолодание. В 1740-х годах паковые льды появились в Датском проливе между Исландией и Гренландией.
В тихоокеанском арктическом секторе судоходства в то время практически не было, наблюдения тут носили отрывочный характер. Известно лишь, что первая (1728-1729 годы) и вторая (1740-1743 годы) экспедиции Витуса Беринга проходили здесь в крайне суровых условиях.
Дальше было еще хуже. К 1770-м годам ледяная блокада Исландии стала проблемой, даже с юга, из Европы, суда не могли пробиться к ней по полгода. В 1784 году датское правительство обсуждало вопрос о переселении исландцев на материк.
Потом это время назвали малым ледниковым периодом. Как раз в это время Кук пытался найти незамерзающую акваторию к северу от Аляски.
Роковой выстрел
Возвращаясь на зимовку в теплые моря, Кук по пути зашел на Гавайи, и там нелепо погиб в стычке с аборигенами. Насчет обстоятельств его смерти написаны горы книг и статей, но если ограничиться показаниями очевидцев трагедии и отсеять в них разночтения, то останется вот что.
Капитан начал стрелять в гавайцев в ситуации, когда этого делать было никак нельзя. Те, кто читал судовые дневники самого Кука и официальные отчеты его двух предыдущих экспедиций, знает, что в подобных и даже более опасных ситуациях капитан бывал десятки раз, и каждый раз ему удавалось разрешить дело миром, даже когда на берегу уже лежали трупы.
У Кука был талант и харизма миротворца, все его спутники по плаваниям, кто оставил письменные свидетельства, в этом единодушны, даже явные недоброжелатели капитана. Кук всегда безошибочно выбирал оптимальную линию поведения с аборигенами, когда надо — уступал, когда требовалось — демонстрировал ровно столько силы, сколько нужно, не больше. На Гавайях с ним произошло что-то необъяснимое. Возможно, нервный срыв.
Русское гостеприимство по-американски
Основания переживать у Кука были. Будучи опытным мореплавателем, он наверняка понимал, что и вторая попытка углубиться в море Бофорта ему вряд ли удастся. Вероятно, картина льдов там ему напоминала ледовую ситуацию на подступах к неуловимому Южному материку в прошлые экспедиции.
На его долю первооткрывателя оставались только рутинные описания берегов Аляски и Алеутских островов. Но и тут его ждало разочарование. На американском континенте он встретил не дикарей, а русских купцов.
Те тоже были рады увидеть образованного человека и предложили ему помощь в виде географических карт района. Можно даже представить себе, как они говорили Куку: "Ты, мил человек, не волнуйся, мы тебе карту дадим. Сюда не плыви, пропадешь, вот сюда плыви". Представьте, каково было это слышать живой легенде мирового мореплавания.
Впрочем, это как раз домыслы, пусть и не совсем безосновательные.
Время капитана Кука
После смерти Кука экспедиция продолжилась под командой Чарлза Клерка. Англичане во второй раз прошли через Берингов пролив и снова вернулись. На обратном пути Клерк умер. Его похоронили на Камчатке. Там же с помощью русских поселенцев суда подремонтировали, и под командой уже третьего начальника экспедиции, лейтенанта Джона Гора, они 2 октября 1780 года вернулись в Англию.
Семьдесят лет спустя по маршруту Кука в море Бофорта вошел его соотечественник Роберт Мак-Клур, который в 1853 году первым в мире обогнул Америку с севера. Правда, часть пути ему пришлось пройти пешком, бросив свой корабль.
В Арктике к тому времени потеплело. В начале XX века здесь потеплело еще сильнее, и в 1903-1906 годах Руаль Амундсен прошел по Северо-Западному проходу с начала и до конца на судне. Но пока он там путешествовал, начались работы по сооружению Панамского канала, и северный маршрут вокруг Америки утратил актуальность.
Сейчас полярные широты снова актуальны — и по климатическим обстоятельствам (тают), и по многим другим. Самое время вспомнить об отважном капитане Джеймсе Куке, который в другое время мог бы стать великим полярником.