ВЛАДИВОСТОК, 13 фев — РИА Новости. Проблемы закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые мешают развитию этих городов, неоднократно обсуждались в правительстве России. На недавнем заседании президент РФ Владимир Путин выразил обеспокоенность положением в некоторых ЗАТО, связанным с их закрытостью. О том, какие проблемы существуют в закрытых городах и как они решаются, рассказали в четверг РИА Новости депутаты, знакомые с положением дел в двух ЗАТО Приморского края.
Все новости региона читайте на РИА Новости Владивосток>>
В среду Владимир Путин провел совещание с участием ряда членов правительства, в ходе которого обсуждались вопросы нормативно-правового обеспечения развития финансового рынка России и реализация плана деятельности Минэкономразвития на 2013-2018 годы. Во время встречи президент уделил особое внимание решению проблем моногородов, а также ЗАТО, которые его особенно беспокоят, потому что они мало чем отличаются от моногородов, но в них существуют ограничения, связанные с режимом, в результате чего там накапливается достаточно много проблем.
Открыть нельзя объехать
"Два существующих на территории Приморья ЗАТО отличаются от городов закрытого типа в других регионах своей спецификой. Например, ЗАТО Фокино, которое построено на магистральной дороге, нельзя назвать "закрытым городом", так как ежедневно через него проезжают десятки машин, направляющихся из Владивостока в Находку или наоборот. ЗАТО Большой Камень это тоже касается", — сообщил собеседник агентства.
По его словам, уже не раз поднимался вопрос об изменении статуса этих городов с ЗАТО в открытые городские округа. Ведь закрытые административно-территориальные образования — это территории, в которых нет места посторонним. Они строились изначально под определенные нужды, связанные с военным назначением, и привлекали туда определенных специалистов, поэтому рабочих мест там никогда много не было.
Он отметил, что также обсуждается вопрос и с городом Фокино, где решить "закрытую" проблему предлагается с помощью строительства объездной дороги до Находки, которая будет проходить мимо ЗАТО и позволит сделать город более обособленным, что и предполагает его статус. Но такое решение тоже несет в себе ряд проблем, прежде всего финансовых.
С другой стороны, изменения статуса обоих ЗАТО повлияет на их финансирование, которое так необходимо на нынешнем этапе развития этим территориям.
"Нельзя забывать и о безработице в закрытых городах. После сокращения или закрытия производств, построенных в свое время под определенные нужды, специалисты, работавшие там, остаются без работы и средств к существованию. Для таких случаев надо совершенствовать базу переподготовки специалистов, подготавливать больше управленцев, которые будут создавать новые рабочие места, а также помогать малому бизнесу. Как это сделать, надо решать в законодательном порядке", — уточнил депутат.
"Ковать" спецов из молодежи
В ЗАТО Большой Камень остро стоит проблема нехватки необходимых кадров, ведь чтобы обеспечить функционирование большого производства, которое строится здесь, нужны узконаправленные специалисты, которых пока нет, рассказал РИА Новости депутат думы городского округа ЗАТО Большой Камень, секретарь политсовета местного отделения партии "Единая Россия" Александр Андрюхин.
По его словам, не проработан вопрос и по привлечению специалистов из других городов и регионов, ведь из-за закрытого режима города просто приехать и купить здесь квартиру нельзя, для начала надо найти место работы и получить разрешение на въезд. В свою очередь, мест для трудоустройства в маленьком городе не так много, в основном это специализированные производства и частные мелкие предприятия.
"Еще одна проблема, которая до недавнего времени была очень остра, — отток молодежи. До того, как Дальневосточный федеральный университет дал нам твердое обещание, что его филиал, действующий в Большом Камне, останется и будет в дальнейшем функционировать, вероятность того, что все молодое поколение покинуло бы город, была очень реальной", — пояснил депутат.
Он отметил, что сейчас в Большом Камне формируется также учебный центр на базе Дальневосточного судостроительного колледжа, который будет заниматься подготовкой и переподготовкой специалистов в области судостроения и судоремонта, с перспективой их трудоустройства не только в Приморье, но и в других регионах.