НОВОСИБИРСК, 8 фев — РИА Новости, Григорий Кроних. Трое новокузнецких фотографов создали 30 лет назад первую в СССР творческую группу фотохудожников ТРИВА и, просуществовав официально всего год, оставили неизгладимый след в репортажной фотографии; новосибирские зрители впервые получили возможность увидеть 200 работ из легендарной коллекции, которые выставлены в Сибирском центре современного искусства.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
На уникальном языке
Полное название группы — "Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов "ТРИВА". В 1980 году ее организовали Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов. Они вместе работали на Новокузнецком металлургическом комбинате фотографами. Их задачей было отражать жизнь завода, работу заводчан, а они отразили целую эпоху — это было закатное для советского государства время.
Организатор выставки, руководитель новосибирского отделения Союза фотохудожников России Евгений Иванов уверен, что это работы — на все времена.
"Эта выставка нужна была и двадцать лет назад, она нужна сейчас и будет востребована еще через 20 лет. Это прекрасное искусство, и всегда будет интересно тому, кто занимается фотографией. С годами эти работы приобретают и историческую ценность, потому что то, что здесь запечатлено — давно исчезло. А документ, запечатленный высокохудожественным языком — это высший пилотаж в фотографии".
Язык ТРИВЫ внешне — самый простой, но научиться "говорить" на нем было нелегко. Как вспоминает Соколаев, внутри группы они были четко сформированы. Фотографы отказались от какой-либо специальной обработки пленки и снимков, от кадрирования, а, главное — любой постановки кадра. Даже в качестве инструмента был выбран объектив, который не искажает изображение, а передает так, как его воспринимает глаз человека.
"Это уникальный проект для России, это не история фотографов, которые просто набирали снимки. Они сначала договорились о том, как они все будут делать: социальные, профессиональные, человеческие координаты <…>. Это уникальный случай осознанного фотографического творчества", — считает организатор выставки.
Завод остался на пленке
Фотографы ТРИВЫ были участниками 30 международных выставок, на десятке из них они были отмечены призами.
По существовавшим тогда правилам, фотографии за границу отправлялись с печатью горкома партии. Так продолжалось до тех пор, пока их работы не увидели люди из обкома. Вот тогда группу запретили за то, что участники видят окружающую действительность не так, как нужно и можно. "Специфически", — как сказал им партийный идеолог.
"Но слово "диссидент" не прозвучало, — уточняет Соколаев. — Ни мы сами, ни наши знакомые и друзья диссидентами нас не называли и не считали. Среди знакомых были такие, кто сидел, например. А мы с властью не сражались, это она наст так восприняла. А закрывали нас целый год, потому что была проблема — власти не могли подобрать подходящую статью. Я <…> еще и учился, меня, как студента, увольнять было нельзя".
А теперь нет и того завода, где они работали. Его обанкротили, режут на части и металл плавят в оставшихся заводских печах. А жизнь заводчан, города — вот она — глядит со стен во всей своей непричесанной честности.
Архив 35 тысяч фото
Среди первых зрителей выставки собралось много фотографов, сам Соколаев фотографировал и во время своей пресс-конференции, передвигаясь по залу. С фотокамерой он не расстается, хотя сейчас уже не снимает репортажные фото, а увлекся ландшафтной фото и видеосъемкой. Продолжает работать фотографом и Александр Трофимов.
Ушедший из жизни в 2011 году Владимир Воробьев оставил после себя отлично описанный архив из порядка 35 тысяч снимков, которые еще ждут своего зрителя. Архив, кстати, хранится в Новосибирске.
Участники ТРИВЫ отличались скрупулезностью, они подписывали все работы не только годом, но и отмечали день съемки, что придает им дополнительную документальность.
"Когда мы снимали, для нас жизнь и фотография — было одно. Мы засыпали с камерами, просыпались с камерами и все наши разговоры — все было о фотографии", — рассказывает Соколаев.
Один из зрителей на выставке указал художнику на фото, где мужчина сидит на камне с отсутствующим видом, положив руку на большие часы стоящие рядом: "Это же точно постановочное фото!".
"Нет, — сказал художник. — Дело было так: мужчина — мастер, который чинит часы. Это снято на заводе, на коксовой батарее, там есть такие места, где выделяется такой газ, что если вдохнуть пару раз, то голова кружится — как у пьяного. Вот он глотнул газу и выбрался на улицу, чтобы прийти в себя. Мимо шел Владимир Воробьев и сфотографировал".
У многих снимков есть своя история. "Если вам кажется, что какой-то снимок постановочный — спросите меня, я объясню, как он получился", — говорит Соколаев.
Человек перестал интересовать
Двадцатилетние Артем и Тимофей говорят, что рассматривают на фото ТРИВЫ, в первую очередь время: им интересна история страны, Сибири.
"В работах присутствует абсурдность, — считает Артем, — и это абсурд не веселый".
"Наверное, мастера хотели эту абсурдность показать <…>. Это не веселый абсурд, это трагифарс", — делится впечатлениями Тимофей. Ребята — не фотографы, но хотят прийти на выставку снова, чтобы лучше рассмотреть работы.
Тот жанр, в котором работали участники ТРИВЫ, позже утвердился как стрит-фотография. Сейчас проводятся выставки фоторабот этого направления, но Соколаеву его развитие не нравится.
"Фотографов перестал интересовать человек, его индивидуальность. Фотограф выходит на съемку и снимает человека как часть городского пейзажа. Найдите у нас фотографию, сделанную на улице, где нет людей. Для нас он — на улице или дома — везде важен", говорит он.