Запуск процесса уничтожения химических вооружений в Сирии стал самым значительным событием для разрядки напряженности в Совете безопасности ООН, заявил в интервью РИА Новости постпред России при всемирной организации Виталий Чуркин. В преддверии Дня дипломатического работника России он подвел итоги работы за минувший год.
— Каковы наиболее сложные задачи, с которыми Совбез столкнулся за последний год?
— Во внешнеполитическом плане прошедший год выдался у нас весьма насыщенным на яркие события. И одновременно — непростым. Но основным достижением Совета безопасности ООН я бы, безусловно, назвал запуск процесса уничтожения сирийского химического оружия. За последнее время, пожалуй, не было столь значимого момента в деятельности Совета, который смог бы не только разрядить довольно напряженную атмосферу, сложившуюся внутри него в последние два-три года, но и объединить усилия всех его членов ради реализации столь важной задачи.
В развитие российско-американских договоренностей, достигнутых в Женеве 14 сентября, и в результате последующих вязких переговоров, в которых приняли непосредственное участие главы внешнеполитических ведомств России и США, была принята резолюция, определившая рамки процесса ликвидации компонентов химических вооружений и их вывоза с сирийской территории. Была перевернута опасная страница, писавшаяся с одной единственной целью — вынудить западные столицы на военное вмешательство в сирийский кризис на стороне оппозиции. Без преувеличения неимоверными дипломатическими усилиями угрозу ракетно-бомбового удара, который вдобавок был чреват непредсказуемыми дестабилизирующими последствиями для всего региона, от Сирии удалось отвести. Да и в общем плане значение данной инициативы сложно переоценить: она — существенный вклад в дело освобождения мира от химического оружия через реализацию цели дальнейшей универсализации Конвенции о запрещении химического оружия, а также в создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Как известно, сейчас процесс химической демилитаризации идет, хотя и не так гладко и быстро, как всем нам хотелось бы. На это есть целый ряд объективных причин. Это и сложная обстановка в плане безопасности, и постоянные угрозы от боевиков, в том числе в адрес персонала миссии, учрежденной Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) совместно с ООН, и необходимость основательной материально-технической подготовки транспортировки химических веществ. Однако главное — другое: даже притом, что изначально заложенный график ликвидации сирийской химической программы носил сам по себе весьма амбициозный характер, установленный временной лимит — 30 июня — является вполне реалистичным. Это вновь подтвердила руководитель Миссии ООН/ОЗХО Зигрид Кааг на заседании СБ ООН 6 февраля.
— Что Совет безопасности ООН сделал для достижения политического урегулирования сирийского конфликта?
— Вопросы поиска политико-дипломатических вариантов преодоления кризиса оставались в фокусе внимания членов СБ, хотя по объективным причинам сейчас "центр тяжести" переместился в Женеву. Естественно, наши принципиальные с западными коллегами расхождения в подходах никуда не делись, и о них всем известно. Важно другое — постепенно в СБ росло понимание, что военного решения не существует, что милитаризация конфликта — это путь в никуда, к дальнейшему разрушению страны и подрыву устоев региональной стабильности. В результате в уже упомянутую мной резолюцию по химическому разоружению Сирии были включены исключительно важные положения в поддержку созыва конференции "Женева-2" и Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, заложившего базовые принципы сирийского урегулирования. Это придало дополнительный импульс усилиям по организации мирной конференции, которая в конечном итоге прошла 22 января в швейцарском городке Монтре и дала старт последовавшим за ней межсирийским контактам.
— Что бы вы в таком случае назвали главной неудачей Совета безопасности ООН за истекший год?
— Тревожную динамику положения в самом молодом государстве мира — Южном Судане. На заседаниях Совета безопасности ООН, надо сказать, мы неоднократно указывали и главе миссии ООН в этой стране, и руководству секретариата ООН, что требуется критический и объективный анализ происходящего, что обстановка там остается весьма хрупкой. В ответ, в том числе от западных коллег по Совету, мы слышали заклинания, что это государство уверенно строит демократическое и процветающее будущее.
И вот теперь за неполные два месяца кризиса, порожденного банальной борьбой за власть, погибло, по ряду авторитетных оценок, более десяти тысяч человек, сотни тысяч покинули свои дома, многим пришлось бежать за границу, в экстренной помощи, включая продовольственную, нуждается не менее трети из десятимиллионного населения страны. ООН срочно просит 1,3 млрд долларов на оказание чрезвычайного гуманитарного содействия. Миссия ООН, к сожалению, явно не справилась с поставленными перед ней задачами, а руководство секретариата ООН в авральном режиме вынуждено наспех латать дыры и вырабатывать рекомендации, которые призваны содействовать нормализации положения.
— Африканский континент — наиболее напряженное направление работы Совета безопасности?
— Совершенно верно: по статистике, на африканскую проблематику приходится порядка 70 процентов загрузки нашего органа, что, по сути, является следствием печального колониального наследия. Из наиболее "горячих" сюжетов — кризисы в Демократической Республике Конго, Мали, Центральноафриканской Республике.
Так, в состав Миссии ООН в ДР Конго мы ввели бригаду оперативного вмешательства с целью нейтрализации боевиков и повстанцев на востоке этой раздираемой многолетним кризисом страны. Результат развертывания новоиспеченного подразделения ооновских миротворцев, поддерживающих действия конголезской армии, судя по всему, есть: достигнуты договоренности о сложении основной антиправительственной группировкой "М23" оружия; есть признаки, что за ней могут "потянуться" и другие повстанцы. Только что миссия Совета безопасности посетила Мали, где была учреждена многопрофильная операция ООН.
В ходе поездки члены СБ увидели некоторый прогресс в выправлении обстановки в этой стране, на фоне глубинных внутренних противоречий чуть не превратившейся в мощный очаг терроризма. Однако многое еще предстоит сделать, прежде всего в плане национального примирения. Кроме того, Совет безопасности дал санкцию на развертывание африканских контингентов в Центральноафриканской Республике, где государство в результате захвата власти мятежниками оказалось в состоянии полного коллапса.
— В этом году должен завершиться вывод войск Международных сил содействия безопасности из Афганистана. Страны НАТО должны отчитаться о выполнении мандата СБ ООН. Когда это будет сделано? Будет ли на повестку дня вынесен вопрос о мандате СБ для нового международного военного присутствия в Афганистане?
— В прошлом октябре мандат Международных сил был продлен по 31 декабря текущего года. По нашему настоянию в текст соответствующей резолюции было включено положение, согласно которому руководство Сил должно представить в Совет безопасности ООН всеобъемлющий заключительный доклад в декабре 2014 года. В контактах с партнерами из натовских стран мы регулярно подчеркиваем, что это должен быть именно всеобъемлющий документ о выполнении выданного Советом мандата, а не техническая "отписка".
Что касается гипотетического будущего иностранного военного присутствия в Афганистане — будь то чисто американского либо натовского или комбинированного, то и здесь наша позиция предельно ясна: оно должно иметь мандат Совета безопасности, дабы действовать под "зонтиком" международного сообщества.