Аркадий Дубнов, специальный корреспондент "Московских новостей", для РИА Новости.
Откровенно говоря, трудно представить, что Карзай мог утверждать подобное, однако дипломатические источники автора в Кабуле подтверждают это. Доказательством причастности американцев для Карзая служит "высокий уровень организации атак", ответственность за которую взяли талибы, следовательно, как он считает, здесь не обошлось без вмешательства иностранной разведки.
Подобная версия, где конспирология — царица доказательств, очевидно, призвана оправдать провал афганских служб безопасности, допустивших теракт в одном из самых охраняемых районов Кабула. А поскольку подготовкой этих спецслужб занимались американцы, им, действительно, можно предъявить за это счет…
Британия оскорблена
Скандальные откровения афганского президента на этом не ограничились. Продолжила их серия интервью, данных Карзаем западной прессе в последние дни. В интервью ВВС он заявил, что "провинция Гильменд была бы благополучной, если бы туда не ступала нога британского солдата". Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен был раздражен, услышав эти слова: "Страны НАТО, пожертвовавшие много крови и сил ради будущего Афганистана, ожидали хоть какой-то благодарности от афганского президента".
Негодование британской публики вызвало не только сказанное Карзаем газете Sunday Times: "Лучше бы британские войска вообще не приходили в Афганистан", но и то, что он назвал талибов своими "братьями". Такая реакция в Соединенном Королевстве связана с тем, что Афганистане погибло 447 и было ранено более 2 тысяч британцев за время операции "Несокрушимая свобода", благодаря которой сам Карзай мог много лет удерживаться у власти в своей стране. Недаром талибы все эти годы называли его "американской марионеткой".
Но настали другие времена, когда Карзаю пришла пора искать союзников внутри страны. Он ищет контактов с талибами и отказывается от сотрудничества с американцами. Выглядит это чрезвычайно демонстративно, что наводит на подозрения: не игра ли это. А если не игра, то попытка выдать желаемое за действительное. Хамид Карзай, как выяснилось, с ноября прошлого года ведет тайные переговоры с "Талибаном", сообщает газете "Нью-Йорк Таймс" представитель президента Афганистана Аймал Файзи.
Впрочем, талибы уже опровергли эти сообщения.
Но то, что Карзай именно с осени прошлого года категорически "ушел в глухой отказ" от подписания с США соглашения о стратегической безопасности, никто под сомнение не ставит. Генсек НАТО на это отреагировал коротко: Карзай "играет с огнем", сказал он в интервью BBC.
ОДКБ готовится к наплыву беженцев из Афганистана
Разумеется, американцы и, в целом, натовцы, нервничают: на кону вся дальнейшая стратегия Запада в Афганистане и во всем регионе, включая Пакистан. Понятно, что, в конце концов, Кабул пойдет на соглашение с Вашингтоном, иначе любому кабульскому режиму, кто бы ни пришел к власти в Афганистане в результате апрельских выборов(если они состоятся), не устоять в ближайшей перспективе.
Стоит обратить внимание, что в Москве перестали напоминать Вашингтону, что прежде чем уходить из Афганистана, необходимо отчитаться перед Совбезом ООН о том, как был выполнен его мандат на проведение в этой стране контртеррористической операции. Понятно, что операция своих целей не достигла, но еще более понятно, что полный вывод в ближайшее время западного контингента из Афганистана вовсе не в интересах России…
А что же Карзай?
Ничего особенного, обыкновенный афганский политик. В нужный момент, когда у него начинает качаться земля под ногами, он ищет надежные подпорки. Самостоятельная игра с талибами — лишь видимость. На самом деле, Хамид Карзай продолжает играть с американцами и заигрывать с историей в поисках своего места в ней.
Как утверждают осведомленные в кабульских тайных перипетиях дипломаты, афганский президент пытается торговаться с Вашингтоном, требуя от него оказать давление на "Талибан" с тем, чтобы он пошел на серьезные переговоры о мирном урегулировании с Кабулом. Аргумент давления на талибов у американцев есть, считают в окружении Карзая, — лагеря талибов в Пакистане. А если США не хотят этого делать, считают в Кабуле, то только по одной причине: там боятся создания сильного центрального правительства в Афганистане, которое представляло бы пуштунское большинство. Следовательно, американцы ведут дело к раздроблению Афганистана, подозревает Карзай, где будут существовать отдельные "княжества" во главе с этническими либо региональными лидерами.
Карзай озабочен своим местом в истории
Впрочем, подобная риторика на тему афганской геополитики может быть лишь прикрытием простого и очень понятного стремления Карзая обеспечить своему кандидату на президентских выборах поддержку Запада. Внятного выбора сам Карзай еще не сделал, его ставленниками считаются старший брат Каюм Карзай и министр иностранных дел Залмай Расул. Против первого — бегущая впереди него дурная молва, рисующая его влиятельным наркобароном, второго же считают слабым политиком, лишенным политических амбиций, что может сделать его проводником иностранного влияния.
Но есть и еще перспектива, за которую может сражаться сам Карзай: ведь он может и сам баллотироваться в президенты. Но только на следующих выборах, поскольку афганская конституция не позволяет занимать президентский пост больше двух сроков подряд. Поэтому нужно выждать время, пока это место будет занято другим, доверенным ему человеком. Об этом тоже поговаривают в Кабуле…
Наконец, еще одно обстоятельство, заставляющее Хамида Карзая играть на грани фола. Довольно искусно подогревая публику, как внутри страны, так и за ее пределами своей несгибаемостью перед американцами, он, очевидно, не хочет войти в историю в качестве лидера, позволившего чужестранцам, тем более с оружием в руках, надолго обосноваться в Афганистане. Надо признать, подобная игра стоит свеч. В необходимой для нее изощренности, требующей от политика таких качеств, которые обычному человеку кажутся неприемлемыми с этической точки зрения, Хамиду Карзаю трудно отказать…
Кому нужен генерал Дустум
Между тем, старт 5 февраля предвыборной кампании в Афганистане, не обещающей стране спокойной жизни, уже оказался кровавым: в Герате на днях были убиты два сотрудника одного из основных кандидатов в президенты Абдуллы Абдуллы. Президентские выборы, в которых будут участвовать 11 претендентов, назначены на 5 апреля. Но всерьез рассматриваются шансы лишь четверых из них. Кроме доктора Абдуллы, бывшего министра иностранных дел в правительстве моджахедов в начале 1990-х годов и главного соперника Карзая на прошлых выборах в 2009 году, это упоминавшиеся выше Каюм Карзай и Залмай Расул, а также Ашраф Гани Ахмадзай, бывший министр финансов в первом правительстве Карзая.
Три пуштуна и один таджик, Абдулла Абдулла. Считается, что он наполовину, по отцу, пуштун. Однако это выгодная с электоральной стороны подробность, дающая шанс доктору Абдулле на поддержку части этнических пуштун, не имеет под собой оснований и объясняется тем, что после смерти его отца, таджика из Пандшера, мать вышла замуж за пуштуна из Кандагара. Об этом хорошо известно в Афганистане.
Поэтому многие афганские наблюдатели, — да и не только они, — серьезно опасаются, что в случае победы доктора Абдуллы на выборах в стране может разразиться новая гражданская война, как это было в первой половине 1990-х, когда президентом был этнический таджик, профессор Раббани, убитый террористами несколько лет назад. Мол, пуштуны не допустят, чтобы во главе государства, где они составляют этническое большинство, оказался не их представитель, Афганистан пока не созрел для этого, считают эти наблюдатели.
Ашраф Гани Ахмадзай, который, как полагают в окружении самого Карзая, пользуется поддержкой Вашингтона, судя по проводившимся в декабре опросам, пользуется большей поддержкой, чем Абдулла. Но, поскольку опросы финансировались США, они были прекращены, поскольку в Кабуле их назвали манипуляцией мнением избирателей. С другой стороны, даже если Ахмадзай окажется реальной угрозой кандидату от власти, против него может быть использовано то, что его жена имеет гражданство Ливана, да и сам он еще десять лет назад имел американский паспорт. И неизвестно, отказался ли он от него…
Против Ахмадзая в глазах пуштун может играть и то, что он взял в свою команду пользующегося отнюдь не самой приличной репутацией в Афганистане генерала Дустума, известного в прошлом полевого командира, одного из лидеров узбекского меньшинства страны.
Недавно Дустума видели в Казахстане и Узбекистане, куда он наведывался с частной поездкой. Имидж Дустума, за которым тянется шлейф обвинений в военных преступлениях и предательстве своих соратников, уже достаточно иллюстрируется тем, что власти в Астане и Ташкенте официально не стали подтверждать факт его пребывания в своих странах. Об этом рассказали лишь фотографии, запечатлевшие генерала в Алма-Ате и Астане, опубликованные им в блоге. В Ташкенте, похоже, ему не дали даже фотографироваться…