Рейтинг@Mail.ru
Победившие смерть. Очевидцы о теракте 2004 года в московском метро - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Победившие смерть. Очевидцы о теракте 2004 года в московском метро

Читать ria.ru в
Дзен
Трое из выживших в теракте 6 февраля 2004 года в московском метрополитене рассказали Вере Костамо, что испытали в тот день.

Вера Костамо, обозреватель РИА Новости.

Теракт в московском метро
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Хроника событий
6 февраля 2004 года, Замоскворецкая ветка московского метро, час пик, спешка. Поезда идут с коротким интервалом, но, несмотря на это, каждый вагон набивается под завязку. Сразу после станции "Автозаводская", около 8:32, во втором вагоне состава, идущего в сторону центра, раздается взрыв. Устройство мощностью четыре килограмма в тротиловом эквиваленте "раздувает" второй и повреждает третий вагоны. Какое-то время состав продолжает движение, оставляя за собой обломки вагонов и фрагменты тел. По официальным данным, в теракте погиб 41 человек (не считая террориста), более 250 получили ранения. 

Сергей, Людмила и Евгений выжили. Они ехали в разных вагонах: втором, третьем и четвертом. 10 лет спустя они вспоминают о том, что испытали в тот день. 

"Слушай мою команду"

Тем утром 6 февраля Сергей Кавунов, подполковник главного управления МЧС России по городу Москва, ехал на работу до станции метро "Тверская". Купил "Спорт-Экспресс" и собирался, как обычно, сесть во второй вагон от начала поезда. Но неожиданно увидел женщину, очень похожую на жену. Такая же шуба и что-то неуловимо знакомое. Пытаясь догнать "жену", Сергей сел в третий вагон. Женщина повернулась к нему лицом, и Сергей понял, что ошибся. 

Мужчина встал у первой двери и начал читать. 

Неожиданно дверь вагона вогнулась и открылась примерно на 15 сантиметров. 

"Я почувствовал воздушный удар, и меня немного оглушило, посыпались стекла, плафоны. Как устроено метро, спасатели знают, и я стал предполагать, что могло случиться — думал, что проблемы с трансформатором. Через какое-то время поезд остановился, в вагон сразу пошел дым. Через 30-40 секунд после остановки состава стали терять сознание женщины", — рассказывает Сергей.

© Фото : предоставлено пресс-службой МЧС МосквыСергей Кавунов, полковник главного управления МЧС России по городу Москва
Сергей Кавунов, полковник главного управления МЧС России по городу Москва

Видимость была практически нулевой, свет погас, работало только аварийное освещение, но паники не было. 

По словам Сергея, люди вели себя очень дисциплинированно и мужественно, помогали друг другу. 

"Простые граждане могли никогда не сталкиваться со [подобными] сложными ситуациями, но вели себя достойно. Я успокаивал людей, говорил, что нельзя открывать двери, пока контактный рельс не будет обесточен. Просил людей, у которых с собой была вода, смачивать ткань и закрывать нос и рот", — вспоминает Кавунов. 

Примерно через 15 минут стали себя плохо чувствовать и мужчины. 

"Я почувствовал, что "плыву", решил, что последнее, что нужно успеть сделать — выбить ногами окно, — рассказывает Сергей. — Прошло около 20 минут, и машинист объявил, что контактный рельс обесточен, можно эвакуироваться в сторону станции метро "Автозаводская", двери вагонов открылись". 

Мужчины спрыгнули вниз и стали принимать в первую очередь детей и женщин, кто-то был уже без сознания, кто-то в полуобморочном состоянии. Все было в дыму, раздавались крики "быстрее", "вперед". 

"После того как все спустились, я проверил вагон. С той стороны, где находился состав, ничего не было видно, — вспоминает Сергей. — В тот момент я был занят вопросом эвакуации, на пути стояли две трансформаторные будки, и обойти их было невозможно".

Часть людей пошла в сторону "Павелецкой".

"За мной шли несколько человек, я старался замыкать цепочку и никого не потерять. Около последнего, хвостового вагона, увидел на путях тело. Я проверил — труп. Через несколько шагов заметил фрагмент тела. Я никак не мог понять, что же произошло", — рассказывает Кавунов. 

Мужчины, идущие с Сергеем, высказали предположение, что во втором вагоне произошел взрыв. 

"В полумраке я увидел еще три тела, осмотрел, живых среди них не было. Я развернулся и побежал обратно ко второму вагону, там могли быть раненые. Рядом со вторым вагоном была жуткая тишина и полумрак, там, внутри, угадывались силуэты нескольких стоящих человек. Когда я подошел ко второй двери, понял и ощутил масштаб случившегося. Это было жутко", — вспоминает Сергей.

Осмотревшись, Сергей увидел нескольких человек на сиденьях, они были живы. Позвал тех мужчин, которые стояли в вагоне, нужно было срочно искать и эвакуировать раненых.

© Фото : предоставлено пресс-службой МЧС МосквыСергей Кавунов, полковник главного управления МЧС России по городу Москва
Сергей Кавунов, полковник главного управления МЧС России по городу Москва

"Ребята ответили мне, что если я такой смелый, то должен сделать все сам. Они не понимали, чем могут помочь, но и уйти не могли. Я подошел ближе и представился: "Подполковник Кавунов, отдел экстренного реагирования главного управления МЧС. Слушай мою команду", — рассказывает Сергей. — И мы начали работать". 

Кавунов осмотрел сидящих, но им он уже не мог помочь. На небольшой площади вагона было очень много погибших, почти все раненые — без сознания.

"Около первой двери я заметил женщину, нащупал пульс — живая. Она стонала, я стал гладить ее по голове и помню, что говорил: "Хорошая моя, сейчас мы тебя достанем, не переживай, все будет хорошо", — вспоминает Сергей. 

Существуют правила, по которым спасатели работают с пострадавшими. Нужно обязательно искать контакт с человеком, чтобы он чувствовал себя защищенным и знал, что он не один. 

"Потихоньку мы освобождали ее. Я представляю, как тяжело было для ребят первый раз взять и оттащить тело, чтобы освободить живого человека. Они справились", — рассказывает спасатель о своих помощниках. 

Сергей проверил, нет ли у женщины травмы спины, и мужчины эвакуировали ее из вагона. 

"В это время подошла первая бригада работников метро. Я посадил ее к стене и попросил одного из пришедших: "Сиди рядом с ней, разговаривай, не позволяй терять сознание". Мужчина сел рядом", — говорит Сергей. 

Спустя несколько месяцев они встретятся. Сергей узнает, что спасенную им женщину зовут Людмила. 

"Второй, третий, четвертый [вагоны]… мы работали по одной схеме. Количество человек, которых мы вытащили, назвать не могу, не считали", — рассказывает Кавунов. 

Скоро в тоннеле появился свет от фонариков — пришла первая бригада спасателей. Сергей вспоминает, что первого зашедшего в вагон спасателя он схватил за куртку, подтянул к себе и сказал: "Узнаешь?". Спасатель кивнул. 

"И я начал ставить задачи. Мне нужно было, чтобы они сразу включились в работу", — вспоминает Кавунов. 

На поверхность Сергей вышел спустя четыре часа после теракта. Понял, что больше ничем не может помочь, позвонил жене и поехал домой. 

"Встречаться с людьми, которых мы спасаем, не принято. Это наша работа, мы не ищем и не ждем благодарности. Но через несколько месяцев после теракта одна из телекомпаний нашла Людмилу, ту самую женщину, которую мы вытащили первой, и устроила нам встречу. Теперь мы дружим", — говорит Сергей. 

Шестого февраля, каждый год, он отвозит цветы на "Павелецкую" и едет на работу.

© предоставлено пресс-службой МЧС МосквыСергей Кавунов, полковник главного управления МЧС России по городу Москва
Сергей Кавунов, полковник главного управления МЧС России по городу Москва

За организацию спасательных работ Сергею Кавунову был вручен орден Мужества. Люди, которые помогали в эвакуации пострадавших, были награждены медалями и нагрудными знаками. Орденом Мужества был награжден и управлявший поездом машинист Владимир Горелов, принимавший участие в спасении пассажиров.

"Голос человека, который меня спас" 

Утром 6 февраля Людмила ехала на работу не как обычно к восьми, а в непривычное для себя время — к девяти часам. Села у первой двери второго вагона между двумя женщинами. Они обе потом погибнут. 

"Несколько раз у меня были мысли выйти, в вагоне было некомфортно и холодно. Но я решила остаться", — вспоминает Людмила. 

Чем дальше поезд двигался в сторону центра, тем больше в него садилось людей. Когда состав отъехал от "Автозаводской", второй вагон был переполнен. 

"Раздался щелчок, вспышка, и выключился свет, я потеряла сознание. Я оказалась очень близко от эпицентра взрыва. Как потом объяснили врачи — повезло, что меня завалило телами. И еще один момент — я была в шубе, она, конечно, обгорела, но не расплавилась на мне, как случилось бы с синтетической курткой, — говорит Людмила. — Все, что не было прикрыто одеждой, руки, лицо — все было обожжено". 

Людмила не помнит, сколько времени она была без сознания. Когда очнулась, услышала голос мужчины, который ее звал. Ответить ему Людмила не могла из-за ожога верхних дыхательных путей, только стонала. 

"Голос человека, который меня спас, я запомню навсегда. Как и всегда буду ему благодарна", — рассказывает женщина. 

Людмила пришла в себя только в реанимации НИИ Склифосовского. 

"Мои первые переживания были очень женскими: придется остричь волосы, которые от высокой температуры превратились в паклю, потеряла новые итальянские перчатки, платок, шуба обгорела, — вспоминает Людмила. — Врачи объяснили, что это нормальная реакция мозга на шок". 

В палате Людмила познакомилась с другими женщинами, пережившими теракт: Мариной Шигиной, Мариной Куренковой и Мариной Шведовой. 

"В связи с тем, что я сидела близко к террористу, травмы у меня были тяжелые. Сначала мне говорили, что я не встану, ездила на коляске. Всему приходилось учиться заново", — рассказывает она. 

В конце июля 2004 года женщину выписали из больницы. Весь следующий год Людмила провела на больничном. На работу смогла выйти только в конце января 2005 года, и оказалось, что ее там никто не ждал. Людмила приняла решение и в марте сменила профессию. К первому высшему образованию получила еще два. Все три вуза окончила с красными дипломами.

Признается, что было тяжело. После травмы головы плохо запоминалась информация, но Людмила упорно учила стихи, тренировалась. Теперь много работает и съездила в Париж, о котором мечтала. 

"Каждый год 6 февраля я приезжаю в метро [на "Автозаводскую", к мемориальной доске] к восьми утра. Мы все уже знаем друг друга, — говорит Людмила. — Всегда приезжает мама Саши Пятака. Он из Рыбинска, учился в Москве. Ехал от "Кантемировской" получать посылку от матери. По словам мамы, Саша всегда носил крестик, а в тот день забыл". 

Когда-то подруга подарила Людмиле на день ангела икону Пресвятой Богородицы "Нерушимая стена". В тот день икона лежала в сумке. На обратной стороне иконы написан тропарь: "И Ты, Владычице, не напрасно именуемая Нерушимой Стеной, будь для всех враждующих против меня и замышляющих пакостная творити мне воистину некоей преградой и нерушимой стеной, ограждающей меня от всякого зла и тяжких обстояний".

Каждое утро Людмила спускается в метро. Она не боится.

© Фото : из личного архива Людмилы ТимофеевойВстреча людей, пострадавших во время февральского теракта 2004 года. Людмила Тимофеева - вторая слева
Встреча людей, пострадавших во время февральского теракта 2004 года. Людмила Тимофеева  - вторая слева

Второй день рождения

В 2004 году Евгению было 17 лет, он заканчивал училище, а тем утром ехал на занятия. В метро встретился с другом и сел в четвертый вагон. 

Неожиданно раздался хлопок, посыпались искры. 

"Мы думали, что это проблемы с электричеством. Скоро погас свет, зажглось аварийное освещение, поезд остановился, появился запах гари и паленых волос, — вспоминает Евгений. — Страшно стало только тогда, когда мы подумали, что в тоннеле пожар. Выходить нельзя, а в закрытом пространстве вагон сгорает очень быстро". 

По словам Жени, криков и паники в вагоне не было. Нервы сдали только у одного молодого человека, который пытался разбить ногами стекло, но смог только повредить дверь. Парня быстро остановили и успокоили. Мужчины закрыли все форточки в вагоне, в тоннеле стал скапливаться дым. 

Когда машинист объявил о том, что контактный рельс обесточен и можно эвакуироваться, первыми из вагона выпрыгнули мужчины и помогали спуститься женщинам. Женя пошел в сторону "Автозаводской". 

"У меня был свой вариант случившегося, думал, что террористы поставили растяжку, а сами убежать не успели", — говорит Евгений. 

На "Автозаводской" людей встречали полиция и работники метро. Подавали руки, помогали подняться. 

"Мы долго шли по шпалам, потом увидели свет. Все остальное я помню плохо, — вспоминает Женя. — Я не пострадал, но был весь в саже. Прохожие дали мне салфетки, я умылся снегом".

На поверхности Евгений отдышался, сориентировался и поехал домой. 

"От меня невыносимо пахло гарью. Люди оборачивались", — рассказывает он. 

Когда Евгений вернулся домой, его мама еще не знала о трагедии, только удивилась, что сын рано вернулся. Теперь мама Жени считает, что 6 февраля — второй день рождения ее ребенка. 

"Потом я учился, подрабатывал, и московская суета помогла забыть то, что я видел и чувствовал. Но прошло десять лет, а ощущение — что все произошло вчера", — рассказывает Женя. 

Он почти не ездит в метро, говорит, что первые месяцы после теракта выходил из вагона, если видел женщин в хиджабах или мужчин с большими сумками. 

Сейчас Евгений счастливо женат, в планах — своя квартира и много детей. Но даже супруге Женя не рассказывает о том, что пережил.

© Фото : из личного архива Евгения АнисимоваЕвгений Анисимов
Евгений Анисимов
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала