МОСКВА, 4 фев — РИА Новости. Возможная сделка России и Ирана по поставке иранской нефти в обмен на российские товары поставит под угрозу соглашения "шестерки" международных посредников и Тегерана по иранской ядерной программе, заявила заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман на слушаниях в международном комитете сената.
В начале января агентство Рейтер со ссылкой на источники сообщило, что Россия и Иран якобы обсуждают вопрос поставки в РФ около 500 тысяч баррелей иранской нефти в день в обмен на поставки российских оборудования и товаров. По данным агентства, стороны надеются подписать соглашение в ближайшее время. После появления сообщений о сделке пресс-секретарь президента США Джей Карни заявил, что Белый дом намерен добиваться санкций против Тегерана и Москвы, если сделка действительно состоится. Представители иранской стороны информацию о готовящейся сделке опровергли. В свою очередь, газета "Коммерсант" со ссылкой российский дипломатический источник писала о том, что Россия и Иран ведут переговоры о нефтяной сделке вне зависимости от позиции США.
"Нам совершенно, предельно ясно, что все подобные сделки потенциально могут подпадать под санкции и способны привести к огромным рискам, которые усложнят для "шестерки" достижение более полного соглашения (по иранской ядерной программе), если и вовсе не сорвут его", — заявила Шерман. Она также добавила, что сама лично не верит в скорое заключение между Тегераном и Москвой сделки, о которой сообщили СМИ.
На встрече в Женеве 24 ноября 2013 года Иран и "шестерка" (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) договорились о мерах по существенному урезанию ядерной программы исламской республики в ожидании более полного соглашения. Выполнение женевского соглашения началось 20 января.
Иран обязался сократить работы в рамках ядерной программы и предоставить международным экспертам доступ для более тщательных проверок. В ответ на это экономические санкции в отношении страны должны быть ослаблены. Первый этап реализации соглашения рассчитан на полгода, этот период будет посвящен продолжению переговоров по параметрам, выполнение которых необходимо, чтобы признать иранскую ядерную программу мирной. Сами иранцы категорически отрицают наличие военной компоненты в своей ядерной программе.