Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Россия – третья по уровню военных расходов в мире. Группа IHS Jane’s опубликовала очередной обзор мировых военных бюджетов, откуда видно, что Россия потеснила Великобританию, и отныне уступает только Китаю и США. Что происходит с расходами на российские вооруженные силы, и зачем этот рост нужен государству?
Что такое "третье место" России в абсолютных цифрах, согласно Jane’s? Это 68,9 млрд долларов. Первое место у США (582,4 млрд), второе – у Китая (139,2 млрд). На четвертое место опустилась Великобритания с 58,8 млрд. Далее идет плотная группа из Японии, Франции, Индии, Германии и Саудовской Аравии (от 56,8 до 42,8 млрд долларов).
В принципе, в структуре расходов видно расслоение государств мира. Перед нами две мировые сверхдержавы (США и претендующий на мировое лидерство Китай), которые догоняет несколько государств, главное из которых – Россия. А также, что интересно, Япония, которая в последнее время резко обострила отношения с Китаем, а с Россией у Токио тянутся давние территориальные споры вокруг Курил.
В динамике расходов видна попытка российского руководства вернуть стране должную оснащенность вооруженных сил новой техникой. Но устойчивое поддержание уровня военных расходов возможно лишь с пропорциональным ростом экономики – а в данный момент Россия уступает Китаю в объеме ВВП вчетверо, а Соединенным Штатам – почти в восемь раз.
Немного статистики
А сколько Россия вообще тратит на военные нужды? Десять лет назад, в 2004 году, бюджет статьи "Национальная оборона" составлял 411 млрд рублей (2,4 % ВВП). В 2008 году по этой статье потратили уже около 1 млрд рублей – и это были те же 2,4% ВВП. Все это время закупок новой техники военные практически не вели.
Дальше начался резкий рост расходов, причем с 2010-2011 годов в их структуре появились заметные траты на закупку нового вооружения, военной техники и заказы на военные НИОКР. В 2013 году "национальная оборона" получила 2102 млрд рублей (3,15% ВВП), на 2014 год получит 2489 млрд рублей, а к 2016 году этот показатель достигнет 3378 млрд рублей (3,9% планируемого объема ВВП).
То есть российские военные расходы оторвутся от группы развитых стран Европы и Азии, и почти достигнут 100 млрд долларов, вплотную приблизившись уже к китайским показателям. Это при том, что ВВП Китая вчетверо больше российского.
В этих суммах упрятаны деньги Госпрограммы вооружений – средства на покупку военным ведомством нового оружия. Еще год назад планировалось, что в 2013 году на закупки техники и заказ военных разработок будет потрачено около 1 трлн рублей, в 2014 году на эти нужды уйдет уже до 1,2 трлн рублей, а в 2015 году – 1,7 трлн рублей.
Однако осенью 2013 года было сделано заявление, согласно которому Минобороны сэкономит-таки государственные средства в краткосрочном периоде, однако не откажется от рамочных бюджетов Госпрограммы. Часть расходов на вооружения и военную технику будет перенесено с 2014-2015 годов на период "после 2016 года".
Т.е. расходы на закупки до 2016 года будут чуть ниже указанных, но потом суммы все равно будут потрачены. В этом есть логика, связанная не только с отсутствием у государства лишних денег прямо сейчас, но и с неготовностью некоторых разработчиков и производителей освоить плановые объемы средств Госпрограммы вооружений, выдавая либо готовые образцы новой техники, либо налаженный серийный выпуск изделий.
Вполне объяснимая неестественность
Российские военные расходы трудно считать "естественными" для экономики – они все-таки довольно велики. Но это и не естественный уровень: Госпрограмма вооружений на период до 2020 года – это попытка быстро "перепрыгнуть через несколько ступенек", нагнав упущенные годы, когда армия выживала без новой техники, а временами чуть ли не на подножном корму.
Возвращение России к стандартному размеру относительного финансирования в свое время произойдет не за счет поддержания боеготовности и инвестиций в инфраструктуру, а главным образом за счет постепенного сокращения экстраординарных программ закупки новых вооружений. Таким образом, ничего категорически страшного не будет ни в резком росте военных расходов в ближайшие годы, ни в их последующем неизбежном сокращении (относительно доли в ВВП).
Так получилось, что основной массив расходов на обновление вооруженных сил Россия начала нести одновременно с нарисовавшейся стагнацией экономики. Это утяжелит внутрибюджетные маневры, однако руководство страны ясно дало понять, что оснащение армии современной техникой – неотменяемый приоритет расходования казны на ближайшие как минимум лет шесть-восемь.
В 2012 году Владимир Путин в одной из статей, излагавших его предвыборную программу, отметил, что "оборонка" может стать одним из локомотивов экономики. Оборонные отрасли в последние пару лет действительно растут средними темпами в 10-15%, однако пока мультипликатор слаб. Завести падающую обрабатывающую промышленность с такого толкача не получается.
Устойчивое финансирование оборонных заводов, тем не менее, способно создать целый ряд современных производств гражданского назначения, и эта задача поставлена едва ли не важнейшей, наряду с организацией выпуска продукции военного назначения. Это позволит не только снять заводы с "иглы" гособоронзаказа, когда тот неизбежно сократится, но и создать новые производственные сектора в экономике.
Пропасть в один прыжок
Но до этого еще несколько лет. Пока что Россия выпрыгнула на первые полосы мировых СМИ, вызвав вопросы о том, к чему она готовится, наращивая военные расходы. Отвечать на этот вопрос можно с разных позиций, вплоть до самых конспирологических.
Правильный ответ можно дать, только переформулировав вопрос: ни "к чему готовится Россия?", а "от чего она избавляется?". Избавляется она от последствий так называемых "закупочных каникул", которые длились без малого 20 лет – последняя более-менее серийная техника советского еще заказа сдавалась военным в 1993-94 годах, далее речь шла уже о единичных поставках.
И промышленность, и вооруженные силы втягиваются в нормальный регулярный режим – как спортсмен, долгое время этим режимом пренебрегавший. И понятно, что у крупной ядерной державы, хотя бы и существенно уступающей по размеру экономики двум мировым лидерам, в этих условиях начнутся крупные военные траты.
Это, по сути, главный содержательный вывод, который можно сделать из опубликованной Jane’s статистики.