ВЛАДИВОСТОК, 4 фев — РИА Новости, Илья Горбунов. Путь от народных героев до банды обыкновенных убийц. Корреспондент РИА Новости узнал, как относились к "приморским партизанам" в прошлом и как относятся сейчас, а также почему восхищение борьбой с полицией и беспределом у сторонников подсудимых за четыре года превратилось в презрение.
Банда "приморских партизан" была ликвидирована 11 июня 2010 года в Уссурийске. Суд над ее участниками начался в январе 2013 года. На скамье подсудимых оказались шесть жителей Приморья: Александр и Вадим Ковтуны, Роман Савченко, Максим Кириллов, Владимир Илютиков и Алексей Никитин. Следствие обвиняет их более чем в 30 преступлениях, в том числе убийстве сотрудников полиции.
Партизанский фан-клуб
Готовясь к материалу по уголовному процессу над бандой молодых парней из Кировского района Приморья, прошумевшей почти четыре года назад по всей России своими дерзкими убийствами полицейских и получившей прозвище "приморские партизаны", я наткнулся на свои собственные заметки с цитатами местных интернет-пользователей четырехлетней давности.
Эти комментарии навеяли воспоминания о том, что в те дни, когда ловили банду, население Приморья действительно разделилось на тех, кто считал партизан национальными героями, и тех, кто называл их простыми убийцами. И вот странно: несмотря на то, что все уже точно знали, что кировские по-настоящему убивали людей, казалось, что фанатов у преступников было гораздо больше, чем противников.
"В тот момент они для нас были почти что примером. Не пойми меня неправильно, я тоже против убийств, как и ты, но ведь они боролись за правое дело. За то, чтобы в крае не было ментовского беспредела. За то, чтобы с простыми жителями считались", — объяснил мне один из сторонников "приморских партизан", с которым я списался в интернете на прошлой неделе.
Он берет в пример полицейских, которые оставили без отцов несколько семей и фактически терроризировали огромный район Приморья. Парень в возрасте 26-ти лет, имеет высокооплачиваемую работу, но в телефонном разговоре, которым закончилась наша сетевая беседа и долгие уговоры дать небольшой комментарий, кажется, что тоже готов уйти в леса вслед за "партизанами".
Впрочем, есть в фан-клубе партизан люди и посерьезней. Очень часто слова в их поддержку я слышал от солидных юристов, предпринимателей и даже некоторых общественных деятелей. Некоторые из них, по слухам, даже пожертвовали небольшое количество денег в фонд, созданный друзьями преступников. Правда, накопить существенную сумму для помощи "борцам с беспределом" из глубинки все же ни у друзей, ни у родственников не получилось. Хотя существует вероятность, что они просто об этом не распространялись.
На нары с удобством
Вроде бы ситуация складывалась в пользу Владимира Илютикова, Александра Ковтуна, Романа Савченко и Максима Кириллова, которых полицейские смогли взять живьем. Но вскоре ажиотаж начал резко спадать. И виноваты в этом оказались даже не СМИ или полицейские, рассказывающие о зверствах банды, а сами "партизаны".
Героический облик кировских бандитов существенно испортило то, что, попав за решетку, они не стали мужественно сносить лишения, как узники из исторических романов, а повели себя гораздо более современней. Они начали жаловаться.
Владимир Найдин, возглавляющий Общественную наблюдательную комиссию Приморского края, занимался жалобами партизан сразу, как они начали поступать. Впрочем, по его словам, поступать они начали куда угодно, но только не к тем, кто по долгу своей деятельности заботится о правах подследственных и осужденных.
"Я видел количество жалоб об избиениях и ужаснейшем обращении, которые поступали от обвиняемых по делу кировской банды. Если их собрать вместе, то получится стопка весом с десяток килограмм, а то и больше. И при этом никакого официального обращения к нам не поступало, чтобы мы могли начать проверку. Словно они нас боялись", — удивленно объяснил мне в личной беседе правозащитник.
Зато различного рода либеральным СМИ, международным комиссиям и фондам помощи политическим заключенным жалобы на беспредел в следственном изоляторе поступали фактически ежедневно. В итоге состоялась первая проверка, ради которой прилетели правозащитники из Москвы, во главе которой находился ведущий консультант отдела защиты прав человека в местах принудительного содержания аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Алексей Маланкин.
"Никто не может оставаться глухим к подобным просьбам. Тем более, что партизаны были у многих людей на слуху. Вот проверка все же и состоялась. Именно тогда я и понял, почему парни не хотели, чтобы кто-то этим занимался официально", — рассказал Владимир.
Когда на пресс-конференции, я впервые увидел фотографии камеры, где содержался один из жалующихся «партизан», то честно говоря, был в шоке. Мои друзья в институтском общежитии находились в гораздо более скромных условиях, чем те, в которых обнаружила страдающих подозреваемых приехавшая комиссия. Одиночные камеры. Почти полный набор разрешенных продуктов в относительно новом холодильнике. Ну а из развлечений радиоприемник и такой скромный широкоформатный LCD-телевизор с проигрывателем всевозможных дисков. Настоящие узники режима. Имидж партизан начал рушиться.
Испорченный имидж
История с пытками закончилась так же быстро, как героическая слава парней. Комиссия во главе с Алексеем Маланкиным срочно собрала пресс-конференцию, рассказав, что нарушений найдено не было, никто парней не избивает и вообще все хорошо, а после уехала. "Партизаны" же остались. Но вот только комментариев в интернете о том, какие они мужественные, мягко скажем, поубавилось.
Если посмотреть отзывы приморских пользователей о последних частях судебного процесса по делу партизан, которые писались уже в течении последнего полугодия, можно заметить, что интерес к борцам с беспределом сильно поубавился. Хвалебных комментариев почти не осталось, хотя изредка попадаются сообщения, критикующие саму судебную систему, но не оправдывающие действия банды. Героический образ распался.
"Преступник должен сидеть в тюрьме! "Партизаны"??? Учиться надо было в школе, после школы, завести семью и работать, чтобы вырастить из своего детеныша нормального гражданина! А так… пена… грязная и дурно пахнущая пена, не заслуживающая внимания! Скорее в тюрьму", — написал в комментариях к одной из новостей про банду на местной ленте новостей пользователь Дед Вован.
Но не могли же на падение популярности партизан среди приморцев повлиять только их жалобы на жизнь в СИЗО. За ответом я пошел к профессионалу.
"Все дело в том, что люди перестали верить всем рассказам о пытках и домогательствах полиции по отношению к "партизанам". Слишком много не подтвержденной информации. Ну и их поклонники все же выросли и стали нормально понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Да они, если честно, просто приелись", — объяснил мне падение популярности "приморских партизан" знакомый социолог Олег.
Не помогло участником кировской банды и то, что двое из парней — Александр Ковтун и Роман Савченко – неожиданно решили принять ислам.
"Это можно назвать лишь пиар-ходом. Ранее, по слухам населения, партизаны вообще считались националистами, хотя они и проявляли симпатии к Северному Кавказу. Слова в их поддержку высказывали многие местные националисты. Вот только популярности такая смена позиции вряд ли им принесла. Особенно в настоящее время", — уточнил Олег.
Героями убийцы не становятся
Повлиял на общественное мнение о них и тот факт, что под конец судебного процесса все обвиняемые стали категорично отказываться от своих показаний и предъявленных им обвинений. Судя по реакции сочувствующей им общественности, то, что партизаны, а в особенности Александр Ковтун, стали списывать все свои преступления на погибших подельников, вызвало отвращение у многих их сторонников.
"Я не понимаю, чего они хотят этим добиться. Ведь если они хотят выйти на свободу или довести наказание до минимума, то все их предыдущие слова о том, как они боролись за правду, будут просто туфтой. Они слабаки, если не готовы сидеть за свои убеждения", — уверяет меня еще один сочувствующий ранее партизанам молодой человек по имени Николай, сам проживающий в Кировском районе Приморья. Он — бывший националист и утверждает, что когда-то ставил приморских борцов с властями себе в пример, но вовремя одумался.
"Могу сказать точно: убийства полицейских и грабежи не делают их выдающимися личностями. Они просто попали, как говорится, в струю. У нас тогда местные были озлоблены на власти и почти все госслужбы из-за различных проблем. Вот и придумали себе таких героев. Сейчас люди отошли от потрясений тех лет, и правда начала бросаться в глаза. Они просто бандиты, и ими же и останутся. Многие местные жители так считают, не только я", — отметил Николай.
Я же хочу сказать, что помню совсем юных девочек, которые ходили к зданию краевого суда на предварительные слушания, чтобы увидеть своих кумиров. Они тоже кричали о свободе и борьбе с беспределом. По мне, именно они и были своеобразной лакмусовой бумажкой, определяющей популярность приморских партизан. Но уже больше года они не появляются. Да и в зале суда сидят только стороны процесса и изредка журналисты. Не это ли лучший показатель того, что Приморье больше не нуждается в таких героях?