Илья Горбунов, РИА Новости
"Фейсбук" для приморцев стал местом, куда "простецкой" молодежи путь не только труден, но и противопоказан. К десятилетию социальной сети корреспондент РИА Новости попытался разобраться в своих впечатлениях от приморцев, являющихся ее постоянными пользователями, и найти отличительные особенности местных сообществ.
Все новости региона читайте на РИА Новости Владивосток>>
От средства общения до площадки для дебатов
Чтобы найти ответ на вопрос о том, кто из приморцев дружит с буржуйским "Фейсбуком", надо сначала немного покопаться в истории вопроса.
В итоге большая часть таких пользователей постепенно стала забрасывать свои аккаунты, как только появлялась возможность вести общение с зарубежными друзьями через другие, более удобные для этого сервисы. Но небольшая часть осталась. В основном это были местные художники, журналисты или другие представители творческого сословия, которые через соцсеть постоянно держали контакт с миром искусства.
Но уже буквально через несколько лет ситуация кардинально поменялась. В заграничную социальную сеть начали подтягиваться люди, целью которых было не только общение с какими-то отдельными друзьями, но и возможность обсуждения бытовых или мировых проблем с максимальным количеством собеседников, при этом не волнуясь о возможности нарваться на так называемую "школоту". В приморской части соцсети стали появляться свои кумиры и свои мерзавцы. Например, авторитетными считаются мнения главного редактора местной газеты Виктора Старицына, весьма своеобразной личности Лады Глыбиной. О мерзавцах говорить не буду, их и так знают. Людям стало интересно заходить на его страницы.
Далее экспансия сети проходила быстро. Вот появляются одни из самых активных сообществ "Приморье" — группа, посвященная новостям края, от культурных до политических; "Бар журналист", своеобразная "Мекка" для приморских журналистов; "Политика во Владивостоке", название которой говорит само за себя, весьма скандальная. Они остаются "в тренде" до сих пор. В них по 800 постоянных участников, что для края весьма солидная цифра. Появляются и странички новостных агентств, музеев, политических партий.
А еще "Фейсбук" стал местом постоянных споров и обсуждений. Не успела госпожа Соловьенко задать вопрос президенту, а приморцы уже десятки раз прокомментировали этот факт. За первые полчаса после президентской встречи с журналистами в декабре я насчитал под этими постами более тысячи комментариев. Губернатор пообещал устроить райскую жизнь в отдельно взятом районе края — обязательно найдется тема, в которой до последнего вздоха местные коммунисты будут доказывать, что этого никогда не произойдет.
Когда я хочу посмотреть реакцию людей на отдельное событие, то всегда открываю именно эту социальную сеть. Поскольку знаю, что понять реакцию общества, и коммунистов, и авторитетных журналистов с бизнесменами проще всего именно там.
Возрастные ограничения
Но вот одна особенность, которая, по моему мнению, является отличительной чертой именно для страниц "Фейсбука", связанных с Приморьем. Я полезу в него за советом, за мнением, за новостями из жизни края или отдельных знакомых, но никогда я не открою страницу этой соцсети, чтобы найти новый анекдот или картинки с котиками. Нет, все это распространяется и среди приморских пользователей, но только почему-то не в том количестве, в котором присутствует в том же "ВКонтакте".
Почему-то многие знакомые мне пользователи "Фейсбука" воспринимают его примерно так же, как ранее Живой Журнал. За интересными новостями или рассказами зайти стоит, но вот отдыхать за их чтением или обсуждением не получается, почти любая дискуссия скатывается либо к разговорам о работе, либо к политике.
Возможно, приморской молодежи в "Фейсбуке" просто неинтересно, поскольку тут нельзя послушать музыку, да и видео появилось совсем недавно. Слишком мало завлекательного. Но, как сказал один мой знакомый, который постоянно зависает в социальных сетях, "Фейсбук" банально "грузит" людей своей серьезностью.
Я с ним в этом согласен. В 20 лет меня мало бы интересовали рассуждения о том, почему власти плохие, а отдельные общественные деятели — ворюги. Мне бы хотелось побольше видеороликов с рок-музыкантами и мотоциклами. Нынешняя приморские молодые люди, видимо, хотят того же. Ну, или котиков и Бибера.
К тому же в некотором роде приморский "Фейсбук" так и остался местом для людей "в теме". На его страницах можно найти журналистов (возникает ощущение, что они все там просто живут), творческих знаменитостей, бизнесменов и политиков, но вот соседа-бармена Николая не встретишь.
Бывают, конечно, и исключения, но, если сравнить в процентном соотношении, то людей серьезных и в возрасте все же гораздо больше, чем юношей. Как говорит мой друг-неформал: "Место забито за "олдовыми" мужиками", то есть за людьми, которые в приморском "Фейсбуке" появились почти с самого начала появления местных сообществ.
Еще "Фейсбук" "по-приморски" печально знаменит скандалами, связанными с ним, а вернее, с его пользователями. Последняя такая история произошла как раз из-за упомянутой выше госпожи Марии Соловьенко. Одно из местных СМИ использовало комментарий некоторых пользователей из закрытой группы, касающихся ее вопроса Путину, после чего попало под лавину гневных отзывов о недопустимости подобных действий без разрешения самих комментаторов.
Взгляд вдаль
Как я уже говорил выше, приморцы в "Фейсбуке" проявляют значительную активность, пусть даже и при отсутствии постоянно пополняющихся молодежью рядов. Но есть ли будущее, а точнее, дальнейшее развитие у этой социальной сети в нашем крае?
Некоторое время назад я читал в иностранных СМИ о том, что "Фейсбуку" приходит конец, что люди выбирают нечто более современное, полное широких возможностей: опции вроде прослушивания музыки онлайн, поиска сериалов и фильмов, фильтры для фотографий и расшариварние постов по самым различным устройствам. Часть из этого социальная сеть попросту не умеет и поэтому так часто заходит речь об ее устаревании. Но эти страшилки явно не про Приморье. Кажется, что наоборот с каждым днем социальная сеть все больше и больше набирает обороты.
Возможно, скоро приморская часть соцсети просто превратится в аналог местных информационных агентств и телевидения с вкраплением жизненных статусов и рекламы интересных и не очень заведений, недаром они все стремятся создать свои аккаунты. И следующее поколение специалистов и творческих людей тоже зарегистрируется, чтобы высказать свое мнение.
Кстати, последнее утверждение мой друг, социальный антрополог, называет весьма спорным. По его мнению, молодежь не станет уходить с привычного ресурса, например с "ВКонтакте", в более серьезную, но при этом незнакомую интернет-среду.
Так что, скорее всего, в ближайшие годы маленькой революции в приморском "Фейсбуке" все же не произойдет. Не станут преобладать в нем картинки с котиками и Сашей Грей, поскольку его рьяно оберегают ветераны сообществ. Они сами создают определенную цензуру и усиленно стараются придерживаться ее. Наверное, это и к лучшему. Не хочу я терять тихую гавань полезной информации, среди моря мусора социальный сетей.