Уже полгода российская система образования функционирует в соответствии с новым законом "Об образовании в РФ". Тем не менее, работа над подзаконными актами и по дальнейшему совершенствованию образовательного законодательства продолжается. Какие изменения произошли благодаря закону, какие поправки к нему принимаются сейчас, в интервью РИА Новости рассказывает директор правового департамента Минобрнауки России Марина Лукашевич.
— Марина Борисовна, как прошел переход на новый закон для системы образования?
— Переход прошел в штатном режиме, без потрясений. Объяснить это можно несколькими причинами.
Прежде всего, новый закон "Об образовании в РФ" закрепляет многое из того, что уже сложилось в системе образования до его принятия. Приведу пример: образовательное кредитование — эксперимент проводился в течение нескольких лет до нового закона. Он показал, что наиболее востребованы кредиты даже не на оплату обучения, а на сопутствующие нужды: на жилье, питание, учебные материалы. Новый закон учел эту практику, так что теперь образовательные кредиты рассчитаны на то, чтобы покрывать данные расходы во время обучения.
Кроме того, велась активная разъяснительная работа по переходу на новый закон. Был открыт портал "Реализация Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (273-фз.рф), где в открытом доступе размещены разъяснения о применении закона, работает "горячая линия" консультационной поддержки. Могу сравнить с обычной практикой Минобрнауки: когда что-то менялось в законодательстве, приходилось готовить большое количество разъяснений своими силами, из-за этого не всегда оперативно. Сейчас мы даем разъяснения только по наиболее сложным вопросам. Стараемся это делать даже превентивно — например, при направлении рекомендаций, связанных с принятием на региональном уровне законов об образовании. А так любой может зайти на портал, почитать комментарии, ответы на часто задаваемые вопросы из практики и самостоятельно найти пути решения. Этот портал продолжит свою работу и дальше.
— Некоторые положения закона вступили в силу 1 января 2014 года. Какие из них самые важные?
— Изменение финансирования дошкольного образования. Теперь оно будет финансироваться так же, как и школьное. На региональном уровне будут определяться нормативы, затем соответствующая субвенция будет передаваться на муниципальный уровень, а в муниципалитетах уже будет формироваться задание для конкретных организаций. Все — как в школе, так что сложностей здесь мы не предвидим. Соответствующие рекомендации министерство направило в регионы еще осенью, чтобы на местах успели подготовиться к новым механизмам.
— Каковы дальнейшие планы Минобрнауки по работе с новым законом? Приняты ли все необходимые подзаконные акты?
— Большая часть подзаконных актов во исполнение нового закона уже принята. Так, сейчас проходят регистрацию в министерстве юстиции порядки приема в различные образовательные организации. А в целом надо уходить от позиции отслеживания принятия актов под законы. Образование — живой организм. Периодически необходимо что-то изменять, дополнять, совершенствовать в нормативных актах. Это постоянная работа.
Например, мы планируем в этом году проанализировать практики, складывающиеся в разных регионах в результате вступления закона в силу. Для этого Минобрнауки организована работа по мониторингу и анализу региональных законов об образовании и подзаконных актов, принятых после вступления в силу федерального закона. Россия — большая страна с разными климатическими, экономическими и демографическими условиями. При всей общности в системе образования у регионов зачастую возникают различные проблемы. Мы планируем выделить лучшие управленческие практики, разработанные отдельными регионами под существующие у них условия и способствовать их распространению в других регионах с подобными условиями. Для этого организуем обучающие семинары, вебинары, проведем подготовку тьюторов, которые впоследствии на местах смогут осуществлять обучение управленцев с использованием федеральных информационных образовательных ресурсов.
— Недавно Госдума приняла поправки в закон, устанавливающие квоты для внеконкурсного поступления в вузы детей-сирот до 2017 года. А что будет дальше?
— За эти три года предполагается организовать работу подготовительных отделений вузов таким образом, чтобы после их прохождения дети-сироты могли при поступлении в вузы могли конкурировать на общих условиях. Надо все-таки уходить от предоставления льгот при поступлении одной категории граждан за счет других категорий. Наличие льгот при поступлении не создает детям мотивацию для получения знаний, и, что не менее важно, не стимулирует их преподавателей заниматься с такими ребятами дополнительно. В результате в вузы поступают ребята, которые, как правило, просто не могут там учиться. Мы рассчитываем, что трехлетнего переходного периода будет достаточно для выстраивания работы подготовительных отделений, которые, помимо подтягивания знаний, смогут обеспечить и социальное сопровождение детей-сирот при обучении в вузе.
Кроме этой поправки, в законе закрепляется право на бесплатное получение образования по программам магистратуры лицами, имеющими квалификацию "дипломированный специалист", то есть теми, кто обучался в вузе до введения двухуровневой системы высшего образования.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости