Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Деньги и рабочие места
Главный смысл президентского обращения "О положении страны" (вот его полный текст) таков: президентской власти в США достаточно, чтобы в административном порядке или в партнерстве с бизнесом проводить политику, которую вроде бы наглухо заблокировали республиканцы в Конгрессе (не дают деньги, заваливая фактически любые законопроекты администрации и демократов).
Обозначается семь ключевых направлений, а именно: администрация поднимет минимальную заработную плату для госсектора до 10,10 доллара в час; создаст новую пенсионную страховую систему; поощрит нанимателей к найму тех, кто ищет работу дольше 26 недель; улучшит федеральные программы переподготовки, чтобы поднять шансы людей устроиться на работу; возьмет под контроль выхлоп грузовиков и выбросы электростанций; поощрит создание новых производственных зон в депрессивных регионах.
И – отдельно – тема, которую Обама постоянно поднимает, но всерьез в своей политике он до нее не добрался. Это необходимость переделать американскую систему образования (которую, включая ЕГЭ, Россия в большой степени заимствовала у США в 90-е годы, как залежалый товар).
Вроде бы это все касается исключительно американцев. Но самая быстрая оценка, какую можно сделать со стороны – что президент США оседлывает поднимающуюся волну возрождения экономики США после медленно уходящего кризиса 2008 года, ускоряет наметившуюся тенденцию "возвращения" производств из "новых экономик" типа Китая. То есть Америка станет сильнее. Это уже геополитика.
И вроде бы кто тут – если говорить о внутриамериканских странностях – будет возражать?
"Это не моя страна"
Возражают, конечно, республиканцы. По мелочам (мол, долго говорил, перечислял всякие пустяки). И по крупным проблемам: у нас тут президент, который у власти уже пять лет, и он все раздувает "большое правительство", а ситуация дрянь, неравенство растет, социальная мобильность хуже некуда, оборонные и прочие серьезные вопросы он поднял только после того, как ораторствовал целых 50 минут…
Теперь – что в этом выступлении привлекло сторонников Обамы. Наверное, личный момент: перед нами человек, который не сломался. И то, о чем он говорил – это как раз не мелочи, это то самое, для чего мы его выбирали: социальная политика (читай – вместо войн и прочих грандиозных проектов). Что означает – "Америка вернулась", то есть возродилась.
Вернулся и "настоящий Обама", человек, которому Конгресс просто не давал сделать ничего из обещанного избирателю – но вот он говорит, что и без Конгресса многое может. Это, вообще-то, очень по-американски: не сдаваться.
Но самое важное, возможно, прозвучало в начале его выступления, где Обама говорит о той Америке, которую он хотел бы видеть в качестве итога своих усилий. Солнечная страна, где процветание – для всех.
Возможно, не только в США людям нужен идеал, перспектива, если хотите – идеология. И вот тут как раз и лежит суть того противостояния, которое мы в Америке наблюдаем. Оно известно как битва республиканцев против демократов, хотя перед нами очень условные обозначения. Но в общем – двух все более расходящихся идеологий.
Для республиканцев Обама – социалист, если не коммунист. Он превращает США в Европу, чья экономика рушится под грузом невыполнимых социальных обязательств, Европу "большого" и неэффективного правительства.
Республиканцы борются именно против этого. Их идеология – маленькое правительство (во внутренней политике, во внешней – как раз ничего подобного). Общество, где каждый за себя, где никого не душат налогами для содержания "иждивенцев", где заработал – и гордись.
Заметим, что трудно сказать, кто в этом споре прав. Каждый по-своему, наверное.
Но главное тут в том, что после кризиса 2008 года спор этих двух идеологий обострился невиданным для Америки образом. Причем, как уже неоднократно было замечено, избиратели разделились ровно пополам.
И потребовались финансовые и военные излишества президентства Джорджа Буша (и сам кризис 2008-го), чтобы стрелка качнулась в сторону демократов. Но в любом случае это уже не частности, противостояние для каждой стороны идет под лозунгом "если эти победят окончательно, то мне такой страны не нужно, она будет не моя".
Другое дело, что республиканская Америка не устраивает уличных побоищ. Зачем, когда можно действовать в рамках закона, тормозить Обаму в Конгрессе? При этом, кажется, республиканцам не важно, что, хотя с законом все нормально, происходившее в парламенте страны хотя бы на протяжении прошлого года скорее напоминало Киев или Бангкок, чем нормальную работу демократической системы власти.
Так или иначе, Барак Обама сегодня заявляет, что власть в стране его оппонентам парализовать не удастся.